На фоне бурного обсуждения судьбы губернаторского кресла в Калининградской области почти незамеченным осталось решение по главе другого региона – Кабардино-Балкарии. В понедельник Дмитрий Медведев внес в парламент этой республики кандидатуру действующего президента Арсена Канокова на второй срок. Список «Единой России», из которого Медведев выбрал кандидатуру Канокова, эксперты назвали «техническим». В нем, помимо действующего президента Арсена Канокова, были глава правительства и спикер парламента КБР. «И президент, и премьер, и спикер – это уважаемые люди, но президент из них по статусу старше, таковым, по-видимому, он и останется», – прогнозировал после выдвижения списка вице-президент Центра политических технологий Георгий Чижов. Ранее столь же «технический» список на Северном Кавказе выдвигался только в Чечне.
Арсен Каноков повысил свой политический вес на заключительном этапе первого срока, когда возглавляемый им регион стал пилотным для модернизационных проектов, начатых полпредом в Северо-Кавказском округе Александром Хлопониным. Уже в момент назначения Хлопонина многие эксперты назвали второй срок Канокова предрешенным, мотивируя это тем, что и полпред, и глава КБР пришли на госслужбу из крупного бизнеса, и руководителям со схожими «корнями» наверняка дадут поработать вместе. В ходе своего первого визита в Нальчик полпред заявил, что в КБР работает «одна из профессиональных команд», на участие которой в разработке стратегии развития Северо-Кавказского федерального округа он рассчитывает. Текущая экономическая ситуация в КБР в определенной мере соответствует той системе приоритетов, которую Хлопонин взял за основу для Северного Кавказа в целом. Так, КБР, глава которой, кстати, изначально позиционировал себя в качестве «антикризисного менеджера», за последние пять лет в полтора раза сократила дотационность бюджета, вплотную подойдя к «психологической» отметке в 50%. Кроме того, республика активно поддерживает малый бизнес и вошла в число регионов-лидеров по росту этого сегмента в 2009 году.
Несмотря на это, эксперты не исключали политического обострения при определении кандидатов на высший пост в КБР. Ожидалась активизация ряда элитных групп и подконтрольных им общественников. «Есть группировка, которая восходит к доканоковским временам, в том числе бывшие силовики, очень влиятельные», – отмечал в начале августа член Общественной палаты РФ Максим Шевченко. Помимо религиозного экстремизма, вновь громко заявляющего о себе по всему Кавказу, в КБР в качестве инструмента политической дестабилизации мог сработать национальный фактор. Наиболее серьезной попыткой задействовать его стала голодовка в Москве балкарских активистов, требующих пересмотра границ ряда муниципальных образований в горах. Однако широкого общественного резонанса акция все-таки не получила, в частности, старейшая балкарская организация «Алан» ее не поддержала, а массовых протестных выступлений в самих балкарских селах, о которых не раз заявляли организаторы голодовки, так и не произошло.
Теперь, по мнению наблюдателей, важно то, как скоро удастся вернуть объективно непростые земельные проблемы КБР в русло общественного диалога, начавшегося с создания весной 2009 года согласительной комиссии по спорным вопросам, связанным с землей. В комиссию вошли представители всех общественных организаций КБР, кроме той, которая организовала голодовку в Москве накануне переназначения президента.