Глобализация мировой экономики, неравномерность демографического и экономического развития различных стран мира стали причинами того, что за период 1980–2010 годов численность мигрантов в мире выросла более чем в два раза и в настоящий момент составляет около 214 млн. человек.
Россия давно является активным участником мировых миграционных процессов. Всю новейшую российскую историю – начиная с 1992 года – миграция замещала естественную убыль российского населения. Численность мигрантов, находящихся на территории нашей страны, доходит до 12 млн. человек. Из них около 6 млн. человек вовлечены в трудовую деятельность.
Но сложилась парадоксальная ситуация – 80% трудовых мигрантов в России работают нелегально! Значит, государство недополучает налоги, работодатели рискуют существенными штрафами, отечественные работники страдают от заниженного уровня зарплат, а сами мигранты существуют фактически на птичьих правах.
К тому же есть все основания для нарастания этой проблемы в ближайшие годы. С конца первого десятилетия XXI века открывается самый трудный период в демографической истории России, если не принимать во внимание годы социальных катастроф (войн, революций, голода). Он проявится в резком сокращении численности трудоспособного населения – до 2025 года на 14 млн. человек, или на 16%. В сложившихся условиях экономике РФ неизбежно потребуются новые мигранты.
Все это требует незамедлительного наведения порядка в сфере регулирования трудовой миграции. Недаром на недавнем совещании по вопросам миграционной политики в Благовещенске глава России потребовал создать понятные и простые правила для мигрантов, которые было бы проще соблюдать, чем нарушать. По словам президента, нарушения возникают «не потому, что очень хочется законодательство нарушить, а потому, что эти правила невыполнимы».
В этой связи хочется положительно отметить нововведения Федеральной миграционной службы – патенты для иностранных граждан, трудящихся у физических лиц, и категорию «высококвалифицированные иностранные специалисты» с упрощенным разрешительным порядком на осуществление трудовой деятельности.
Введение патентов – действенный способ борьбы с нелегальной трудовой миграцией. До последнего времени сегмент мигрантов, нанимаемых физическими лицами, выпадал из поля зрения контролирующих органов – отследить их крайне трудно, а вводить сложную систему квотирования и выдачи разрешений на работу нецелесообразно. К тому же новая мера позволит существенно пополнить бюджет.
Создание упрощенного режима для въезда в страну высококвалифицированных иностранных специалистов – это то, чего российский бизнес добивался на протяжении длительного времени. Вместе с тем работа в направлении совершенствования критериев отнесения трудовых мигрантов к группе высококвалифицированных должна быть продолжена (на основании оценки не только уровня заработных плат, но и образования, квалификации, опыта работы по специальности).
Мы не устаем повторять, что серьезной корректировки требует действующая неэффективная система формирования квот на привлечение иностранной рабочей силы. Необходимо создание механизма оценки потребности экономики в иностранных работниках; разработка перечня дефицитных и избыточных профессий и использование его для формирования приоритетов и ограничений на прием мигрантов, внедрение особого механизма формирования квот для предприятий малого бизнеса.
Безусловно, реализация перечисленных мер является прерогативой государства. Роль бизнеса в этом процессе – анализ мирового опыта и выработка соответствующих рекомендаций. Но, когда речь заходит о создании инфраструктуры для мигрантов, у бизнеса появляются дополнительные козыри в виде большей свободы в принятии решений.
Приведу пример. За короткий период в рамках проекта «ОПОРА ДРУЖБЫ» создала сеть российских информационно-аналитических и международных справочных центров, в задачи которых входят сбор и анализ информации для оценки регионального баланса спроса и предложения рабочей силы, содействие эффективному внутристрановому распределению трудовых ресурсов и привлечение иностранных специалистов. Но для повышения доступа мигрантов к различным видам услуг мы приняли решение о старте нового проекта – создании мобильных центров содействия «ОПОРЫ ДРУЖБЫ».
В таком центре, созданном на базе автофургона, расположатся информационно-справочная служба, постоянно обновляемая база вакансий, терминалы для осуществления денежных переводов, междугородная и международная телефония, Интернет. Мы намерены оказывать мигрантам содействие в подаче документов для получения разрешения на работу и трудовых патентов, трудоустройстве, поиске жилья, осуществлении денежных переводов и общении с близкими, находящимися за рубежом.
Наша задача – создать для трудовых мигрантов все необходимые условия, что, в свою очередь, позволит российскому бизнесу решить нарастающую проблему кадрового голода.
России нужна качественно иная система регулирования трудовых отношений с иностранными специалистами. России нужны мигранты.