Решение о создании двух батальонов ВВ из местных призывников было принято Дмитрием Медведевым после встречи с президентом Дагестана Магомедсаламом Магомедовым.
Фото ИТАР-ТАСС
Президент Дмитрий Медведев на днях должен подписать указ о формировании в составе 102-й бригады особого назначения (Махачкала) Внутренних войск МВД РФ двух батальонов, которые будут комплектоваться исключительно местными призывными кадрами. Эти батальоны будут по структуре подобны тем, что существуют сейчас в Чечне. Штатная численность каждого из них – около 400 человек. И предназначены подразделения будут для ведения специальных и боевых операций в горно-лесистой местности». Об этом сообщил «НГ» источник в Кремле. Данный шаг экспертным сообществом оценивается неоднозначно.
Первым с информацией о формировании в республике 2–3 батальонов внутренних войск (ВВ) выступил на днях первый вице-премьер Дагестана Ризван Курбанов. Он сказал, что такое решение было принято главой государства на совещании в Сочи, когда с ним встречался руководитель Дагестана Магомедсалам Магомедов, заявивший, что силовые структуры республики сейчас не способны обеспечить защиту и безопасность граждан от бандитов и криминалитета. После этого указом президента РФ был отправлен в отставку руководитель МВД Дагестана Али Магомедов, и в республике все заговорили о скорой военной помощи. Когда она придет – пока неизвестно. Как пока нет еще и официального подтверждения администрацией президента того факта, что глава государства действительно принял решение укрепить войска в Дагестане национальными кадрами.
Будут ли созданы в структуре ВВ на Северном Кавказе национальные вооруженные формирования? Отвечая на этот вопрос, начальник пресс-бюро Главкомата Внутренних войск МВД России полковник Василий Панченков заявил, что он «такой информацией не располагает». Сославшись на Федеральный закон «О внутренних войсках МВД РФ», он отметил, что «состав, численность, структура внутренних войск, а также решение об их дислокации и передислокации относятся к полномочиям президента России». Хотя, по его словам, в идее формирования подразделений ВВ из местных жителей нет ничего необычного. «Национальные подразделения и даже соединения существовали в годы Гражданской войны, в Великую Отечественную войну и существуют сейчас». В качестве примера он привел «положительную и результативную службу созданных в Чечне несколько лет назад двух батальонов ВВ, состоящих из граждан, призванных установленным порядком на военную службу из ЧР. Эти подразделения успешно решают все поставленные задачи, поскольку знают местность, менталитет и обычаи населения республики». При этом Панченков заметил, что в «чеченских» батальонах служат не только контрактники, но и военнослужащие по призыву. И они этим очень гордятся.
Кавказовед доктор исторических наук полковник Владимир Попов считает, что, «нахваливая чеченские батальоны, Василий Панченков лукавит. Ведь подобные подразделения, к примеру, бывший батальон «Восток», с руководителями которого Рамзан Кадыров сильно конфликтовал, принес немало головной боли и руководству Минобороны, и России в целом». По мнению эксперта, подобные схватки местных национальных войск с неугодными личностями еще в больших масштабах могут произойти в Дагестане. «Республика переполнена войсками. Зачем еще больше ее милитаризировать?» – таким вопросом задается Попов. По его словам, четыре года назад в Дагестане, в Ботлихе, уже была сформирована горная мотострелковая бригада численностью не менее 5 тысяч военнослужащих.
«Помнится, ее инспектировал тогдашний президент Владимир Путин, оснащая вместо валенок дорогостоящим горно-лыжным боевым снаряжением. Где эти хваленые горные егеря, почему не видно их борьбы с участниками незаконных вооруженных формирований?» – возмущается эксперт.
«В создании собственных национальных подразделений заинтересованы многие руководители северокавказских республик. Однако такое желание чревато», – считает генерал-лейтенант Юрий Неткачев, который в середине 90-х годов командовал на Северном Кавказе армией. «Если Кремль разрешил Магомедову и Кадырову иметь свое войско, то этого, видимо, захотят другие лидеры России. Каждому правителю – по маленькой национальной армии! Данные лозунги мы уже проходили, когда распадался Советский Союз», – вспоминает он.
С ним солидарен политолог и журналист Максим Шевченко: «Просьба Магомедова создать спецотряды по борьбе с террористами – вещь небезопасная. Дагестан – многонациональная республика, здесь развита коррупция, и дистанция между правящими элитами и народом огромна, здесь правят кланы, в том числе и национальные». При этом, полагает журналист, «если отдавать население того или иного региона в полную власть какой-то одной группе, то определенная часть этого населения будет не под влиянием каких-то абстрактных саудовских ваххабитов, которых можно выдумать всегда, а под влиянием беспредела, который творят власть имущие и сотрудники силовых структур».