Александр Усс (слева) доволен, что красноярские аграрии смогут заработать на прошлогоднем зерне.
Фото Андрея Бурмистрова
Небывалая засуха в европейской части России поневоле помогает решить проблемы со сбытом зерна сибирских крестьян. Министерство сельского хозяйства Красноярского края отрапортовало о готовности местных сельхозпроизводителей увеличить поставки зерна за пределы региона. За первое полугодие 2010 года Красноярская железная дорога уже отгрузила 143 400 тонн зерна – на 38,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Однако, по прогнозу краевой власти, избыток зерна в крае не сможет уберечь регион от роста цен на хлебобулочные изделия.
Уже несколько лет подряд Красноярский край собирает рекордные урожаи зерновых. Если в 2008 году с полей региона было собрано 2,5 млн. тонн зерна в первоначально оприходованном весе, то в прошлом году почти 2,8 млн. тонн. Однако эти рекорды породили вполне ожидаемые проблемы со сбытом. В регионе наблюдается дефицит зерноскладов, поэтому краевой Минсельхоз попытался найти потребителей продукции красноярских хозяйств в Азии. К сибирскому зерну проявляли интерес и Китай, и Монголия, и ряд других стран, но в силу ряда причин завалить зерном южных соседей не удалось.
«У многих наших хозяйств до сих пор не реализовано зерно прошлогоднего урожая, а цены на грани рентабельности или ниже того. И в этом смысле нам предстоит качественно не только работать, но и умно торговать с тем, чтобы не наживаться на чужих проблемах, но и в то же время с умом продать зерно. Если судьба подарит собрать урожай больше, чем у других, этот шанс мы должны использовать по-хозяйски», – говорит спикер Законодательного собрания Александр Усс.
Краевой власти пришлось принимать протекционистские меры по продвижению зерна на рынки других регионов, которые в совокупности с природной катастрофой, погубившей огромные площади зерновых в европейской части, помогают решать проблему сбыта. Главной из этих мер стало субсидирование железнодорожных тарифов. «Затраты на перевозку имеют большой удельный вес в общих расходах, связанных с продажами зерна за пределы края и на экспорт, – говорит министр сельского хозяйства и продовольственной политики края Леонид Шорохов. – Поэтому мы предусмотрели компенсацию части затрат на оплату железнодорожного тарифа. На эти цели в краевом бюджете заложено более 131 миллиона рублей». Красноярские крестьяне должны получить неплохую прибыль: сейчас цена на зерно растет в среднем на 15% в неделю.
На складах в Красноярском крае находится еще 400 тыс. тонн, но это не гарантирует, что цена хлебобулочных изделий в крае не возрастет. «Засуха может спровоцировать рост цен на продукты питания, – предупреждает Александр Усс. – Рост цен в стране коснется и Красноярского края, но надеюсь, что резкого скачка не произойдет».
Красноярск