Впервые в политической истории Красноярского края через суд может быть распущен законодательный орган одного из районов. Администрация Красноярского края и краевое руководство «Единой России» так и не смогли урегулировать кризис власти на одной из ключевых территорий региона – в Канском районе (см. «НГ» от 22.06.10). Трехмесячный срок, в течение которого депутаты избранного 14 марта райсовета должны были провести сессию в составе, необходимом для легитимного принятия решений, уже истек. Но из-за бойкота части депутатов-единороссов кворума на сессиях райсовета собрать так и не удалось. Система управления районом практически парализована.
Конфликт в Канском районе возник по поводу назначения главы исполнительной власти муниципалитета. Большинство депутатов 15 апреля с.г. отвергли кандидатуру прежнего руководителя Бориса Цуканова, поддержанную губернатором Львом Кузнецовым и краевым руководством «Единой России», проголосовав за руководителя одного из сельхозпредприятий Александра Антоненко. Часть депутатов от ЕР с этим выбором не согласилась и с тех пор на сессиях райсовета не появлялась. В июне было опубликовано открытое письмо губернатору, подписанное депутатами Заксобрания края – представителями «Справедливой России», КПРФ и «Правого дела», которые призвали навести порядок в Канском районе.
29 июня состоялось заседание президиума краевого политсовета «Единой России», но наказаны были не депутаты-прогульщики, а нарушители партийной дисциплины, которые голосовали вопреки воле региональной власти. «За совершение действий, противоречащих решениям руководящего органа партии, и бездействия, наносящие ущерб политическим интересам партии, решено приостановить полномочия секретаря политического совета Канского отделения партии «Единая Россия» Сергея Захаренко», – говорится в официальном сообщении, опубликованном на сайте красноярской ЕР.
По данным «НГ», кризис в Канском районе попал в сферу внимания федерального руководства партии власти, которое очень недовольно развитием ситуации. Но губернатор Лев Кузнецов поначалу был настроен оптимистично. «Эта ситуация является для всех нас уроком. Сначала люди декларируют свою лояльность, а когда получают власть, оказывается, что они не умеют ей пользоваться. По линии «Единой России» и нами проводится комплекс мероприятий, направленных на то, чтобы в июле совет начал работать. Моя задача, как губернатора, обеспечить эту работу, проблема в июле будет решена», – заявил Лев Кузнецов две недели назад.
Однако доверие губернатора местные парламентарии так и не оправдали, причем работу сессии систематически срывали именно сторонники креатуры краевой власти. Уговаривать оппонентов найти компромисс в Канск приезжали и высокопоставленные чиновники администрации губернатора, и руководство Заксобрания, и представители «Единой России», но все оказалось впустую. Более того, баталии из кабинетов начальников перенеслись на улицы. В Канске сторонники опальных депутатов проводили пикеты, а часть депутатов даже объявляла голодовку. 15 июля истек контрольный срок, теперь суд по представлению любого жителя Канского района, депутата райсовета или прокурора может рассмотреть дело о признании законодательного органа неправомочным, после чего Заксобрание должно будет собраться на внеочередную сессию и распустить райсовет. Ввиду длительности процедуры перевыборы райсовета могут не попасть в осенний избирательный цикл и скорее всего состоятся только в марте 2011 года. Как все это время будет жить район, оказавшийся без власти, – загадка.
Оппозиция полагает, что в Канском районе власть отрабатывала новую методику борьбы с неугодными. «То, что происходит в Канске, похоже на новую методику захвата власти. Есть основания полагать, что к строптивым депутатам, которые голосуют не так, «как надо», могут быть применены меры воздействия в коллективах, где они работают. Ситуация чрезвычайная. Роспуск районного Совета – это оскорбление избирателей», – возмущается первый секретарь крайкома КПРФ, депутат Заксобрания края Петр Медведев.
Эксперты полагают, что ситуация демонстрирует не только обычные для партии власти внутренние склоки, но и принципиальную уязвимость муниципальной политической системы, в последние годы повсеместно внедряемой в регионах РФ. «Подобный кризис был бы в принципе невозможен, если бы население не лишили права напрямую избирать глав территорий, – уверен политолог Сергей Комарицын. – Канский кризис нанес сильный удар не только по авторитету губернатора и «Единой России», но и по самой идее парламентской муниципальной вертикали».