Кавказские слеты хотят делать похожими на селигерские.
Фото Виктора Мордвинцева (НГ-фото)
Чтобы восстановить безопасность на Северном Кавказе, нужно в первую очередь воспитывать молодежь, уверены чиновники из Министерства спорта, туризма и молодежной политики. На первый взгляд их воспитательные методы кажутся спорными, потому что упор делается на проведение различного рода массовых мероприятий наподобие сбора молодежи на Селигере. Однако определенная логика здесь все же есть. В частности, такой подход поможет в дальнейшем молодым специалистам Северного Кавказа воспринимать Россию как свою страну, а не как что-то чужое, «заграничное». Более того, поскольку чаще всего на подобные слеты попадает молодежь, стремящаяся себя выразить, добиться каких-то высоких постов в будущем, то при удачном стечении обстоятельств участники сборов окажутся во властных структурах или будут руководить бизнес-структурами, другие российские регионы будут для них ближе и понятнее, что снимет возможную враждебность.
Заместитель министра спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации Олег Рожнов рассказал, что в мае этого года он побывал в Нальчике. «Там проходил финал фестиваля «Российская студенческая весна». Кроме меня там были 1200 студентов из разных вузов и разных городов. Более 50 регионов направили свои делегации. Были регионы, которые воздержались от участия в этом фестивале, потому что он проводился на Северном Кавказе. Их было всего три. Но ребята, которые приехали, как и я, увидели город Нальчик, красивый, чистый, солнечный, в полукольце гор. И когда я попросил их поделиться впечатлениями от Кавказа, они удивленно отвечали, что не представляли его таким красивым и радушным, – говорит чиновник. – Наши СМИ рисуют Кавказ зоной конфликта, а молодежь увидела, что там можно общаться, дружить с людьми оттуда. Там есть проблемы, но мне кажется, что их многократно умножает информационное сопровождение».
Конечно, помимо общения для молодежи необходимо создавать рабочие места. «Когда молодым людям есть где работать, они, как правило, не попадают в группы риска ни в плане потребления алкоголя, наркотиков, ни в плане вовлечения в экстремистскую деятельность. На Кавказе высокая безработица, а доля молодежи выше, чем в среднем по России», – рассказал Рожнов.
Но как создавать рабочие места? На государственном уровне убеждены в том, что главный потенциал Кавказа – это туристический ресурс. Чиновники озаботились созданием туристско-рекреационных зон. Хотя обычно, судя по мировой практике, туристы – народ пугливый и не поедут туда, где могут возникнуть неприятности. Однако российские туристы здесь явно не в счет, потому что чаще всего главный фактор – цена. Что видно и по статистике посещения Кавказа. «Достаточно много людей посещают и горнолыжные склоны. Посещают места отдыха. Та же «Студвесна», о которой я говорил, шла четыре дня, даже в это время возникали небольшие проблемы, был один или два взрыва на окраинах города. В принципе мы волновались из-за того, что на фестиваль приехали очень много ребят, у них есть родители. Слава богу, взрывы не получили широкого освещения в СМИ. Ни участники фестиваля, ни их родители ни о чем не знали», – сказал Рожнов.
Чиновник отметил, что создание одного рабочего места в туризме дает мультипликативный эффект: одновременно создаются рабочие места и в транспорте, и в других отраслях. Проблемы, конечно, нужно искоренять. Что же касается молодежи, то во всем мире, по мнению Рожнова, ее проблемы являются схожими, типичными. «Получение образования, получение работы, создание семьи, продолжение рода – все исходит из этого. А если говорить о какой-то кавказской специфике, то здесь культ – это отношение к старшим. И, конечно, гостеприимство, – говорит представитель министерства. – Личное общение, так называемая народная дипломатия, молодежная дипломатия – все это должно работать внутри России, чтобы развивался внутренний молодежный туризм. Конечно, это не панацея, но фактор, безусловно, важный».