Начиная с середины уходящего первого десятилетия нового века федеральные органы власти России стали уделять повышенное внимание вопросам реструктуризации ключевых отраслей машиностроения. В авангарде этого процесса оказался авиапром, где уже с 2007 года началась совместная работа государства и частного капитала по созданию Объединенной авиастроительной корпорации. Затем в движение включились двигателисты, разработчики и производители вертолетов и, наконец, судостроители. В различных секторах процесс консолидации происходил с разной степенью конфликтности, но в целом к 2010 году сложилась понятная и, в общем, логичная конфигурация национальных полюсов авиапрома, моторостроения и вертолетостроения. Наименее убедительно выглядят пока результаты консолидации судостроительной отрасли. Основной повод для неудовлетворения здесь заключается в том, что в рамках Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) оказались сконцентрированы не достаточные для решения задач госхолдинга активы.
Амурский судостроительный завод, прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» и «Севмашпредприятие» являются, безусловно, важными составляющими российской судостроительной отрасли, но каждое из них испытывает те или иные затруднения. Пожалуй, наиболее ценным активом ОСК на сегодня являются «Адмиралтейские верфи», которые имеют гарантированную загрузку производства до 2014–2015 годов. Финансовое состояние предприятия устойчивое, проводятся мероприятия по некоторой технологической модернизации. Но в последние годы «Адмиралтейские верфи» естественным путем стали специализироваться на строительстве неатомных подводных лодок, а в сфере надводного судостроения занимаются лишь гражданскими судами – танкерами и продуктовозами.
Таким образом, в составе ОСК сейчас недостает верфей, которые находились бы в хорошей технологической, кадровой и финансовой форме и при этом были бы способны строить надводные военные корабли классов от корвета до крейсера, а также крупнотоннажные высокотехнологичные суда гражданского назначения. Этим недостающим элементом являются Балтийский завод и «Северная верфь». Именно эти предприятия выполнили самые успешные постсоветские экспортные заказы на поставку в КНР четырех эскадренных миноносцев проекта 956Э и 956ЭМ, а также трех фрегатов Talwar-class в Индию. На «Северной верфи» был построен головной корвет из серии кораблей нового поколения – сторожевой корабль ближней морской зоны проекта 20380 «Стерегущий». Там же ведется строительство трех серийных корветов этого проекта и двух фрегатов нового поколения проекта 22350. В 2008–2009 годах Федеральная служба по оборонному заказу РФ наделила «Северную верфь» статусом единственного поставщика кораблей классов корвет и фрегат. Кроме того, на Балтийском заводе ведется строительство ледоколов, плавучей атомной электростанции, глубоководных аппаратов, а также производятся оборудование и комплектующие для судов и кораблей.
На обоих судостроительных заводах проводилась значительная по российским меркам модернизация производства. Так, на Балтзаводе был введен в промышленную эксплуатацию новый корпусообрабатывающий цех, оснащенный автоматизированным оборудованием для обработки металла, что позволило поднять производительность труда, сократить сроки постройки кораблей и судов и увеличить объемы обработки металла до 60 тыс. тонн в год. На базе «Северной верфи» предполагается создать суперсовременный судостроительный центр, способный производить крупнотоннажные морские суда дедвейтом до 300 тыс. тонн. В общем, Балтийский завод и «Северная верфь» – это именно те активы, которые могли бы хорошо дополнить производственные мощности и продуктовый ряд ОСК.
В процессе создания ОАК, Объединенной двигателестроительной компании и «Вертолетов России» шел активный диалог и взаимодействие государства и частных собственников. Иногда, как в случае с авиапромом, государство и частники имели одно и то же целеполагание. А вот в ходе консолидации судпрома диалог государства и частного капитала отсутствует в принципе. Отчасти это и стало причиной несбалансированной структуры производства и портфеля заказов ОСК. В этом смысле известия о выкупе «Северной верфи» и Балтзавода государством в ближайшее время – до 20 июня – представляются абсолютно логичными и, несомненно, позитивными. Озвученная сумма сделки в 88,9 млрд. руб. также выглядит обоснованной для этих мощных активов. А с точки зрения перспектив, продолжительности и потенциальной стоимости возведения новых верфей такого же уровня – и вовсе приемлемой.