Наиболее острыми для Северного Кавказа являются вопросы эффективности экономической политики властей. Об этом свидетельствует доклад, подготовленный Центром политических технологий о ситуации в Северо-Кавказском регионе. От компетенции регионального руководства в экономических вопросах сегодня в критической степени зависит стабильность южных республик РФ.
Как отмечают авторы исследования, возможности для развития и диверсификации промышленности на юге России ограничены и почти исчерпаны при нынешних сырьевых и трудовых ресурсах. Потому развитие республик зависит от того, насколько эффективно и грамотно власти будут использовать имеющиеся возможности.
Как считают эксперты ЦПТ, пока качество финансовой политики регионального руководства выглядит не лучшим образом, и у федерального Центра к нему немало претензий. Лишь в случае Кабардино-Балкарии можно говорить о некоторых успехах, приведших к снижению дотационности (в 2009 году республика была исключена из списка высокодотационных субъектов) и улучшению инвестиционной ситуации.
Напротив, заметны явные недочеты в действиях властей в финансово-экономической сфере Северной Осетии и Карачаево-Черкесии. Вызывает вопросы ситуация с эффективностью управления в Дагестане, где при существенном инвестиционном потенциале растет уровень дотационности.
Основной тенденцией в бюджетной сфере республик Северного Кавказа в 2009 году, по мнению экспертов ЦПТ, был нарастающий бюджетный дефицит, от 12,9% в Северной Осетии до 2,9% в Карачаево-Черкесии. О положительной динамике с дефицитом бюджета можно говорить в Кабардино-Балкарии, где бюджет был профицитным в 2006, 2007 и 2009 годах. Рост налоговых и неналоговых поступлений в региональный бюджет в 2009 году зафиксирован в Дагестане (22,5%), Кабардино-Балкарии (19%), Карачаево-Черкесии (15,7%), Ингушетии (14,3%), стагнация доходов – в Чечне, их падение на 15,3% – в Северной Осетии.
Представлявший доклад профессор кафедры политологии МГУ Ростислав Туровский считает, что основным критерием успешности регионального руководства на Северном Кавказе пока является их политическая и административная эффективность, в первую очередь проявляющаяся в консолидации исполнительной и законодательной властей. Пока, по мнению авторов доклада ЦТП, в этом больше преуспели власти Чечни и Кабардино-Балкарии.
Наблюдатели отмечают, что разница в экономической политике субъектов СКФО приводит и к различиям в их политической роли. По мнению директора Пятигорского филиала Северо-Кавказской академии госслужбы Майи Аствацатуровой, в Ставропольском крае и в Кабардино-Балкарии при наличии определенных противоречий сохраняется стабильная ситуация в отношениях между этническими, конфессиональными и социальными группами и эти два региона сейчас и являются базой для проведения федеральной политики на Северном Кавказе.