Вчера главком Внутренних войск (ВВ) МВД России генерал армии Николай Рогожкин заявил, что с 1988 года по сегодняшний день при выполнении служебно-боевых задач на Северном Кавказе потери войск составили около 12 тыс. человек. При этом погибли 2984 военнослужащих, получили ранения – 9 тыс. солдат и офицеров. Данная печальная статистика по Внутренним войскам озвучена впервые. И цифры еще раз подтверждают, что попытки установить мир и стабильность на Юге страны после распада СССР достигаются ценой больших жертв.
Кроме Внутренних войск, еще большие потери за это время понесли и несут военнослужащие Российской армии, а также милиция и ФСБ. Согласно официальной статистике Минобороны, опубликованной на интернет-сайте военного ведомства, только за 1999–2008 годы на Северном Кавказе погибли 3684 военнослужащих (31 солдат и офицер числятся пропавшими без вести). Здесь, видимо, надо учесть и потери в первую чеченскую кампанию. Согласно пофамильному списку, приведенному центральным органом Минобороны, газетой «Красная звезда», в 1994–1996 годах на территории Чечни сложили головы 3927 солдат и офицеров (представляющих все силовые структуры страны, то есть ВС, ВВ, ФСБ, МЧС и т.п.), а еще 17 892 военнослужащих были ранены. В апреле с.г. министр внутренних дел России Рашид Нургалиев сообщил, что за 10 лет в Чечне погибли 2178 сотрудников органов внутренних дел.
Таким образом, только по официальным данным, за постсоветский период было убито не менее 10 тыс. представителей силовых структур страны и ранено около 27 тыс. военнослужащих и милиционеров. Данные потери суммарно соответствуют штатной численности почти трех мотострелковых дивизий или одной общевойсковой армии. Если посмотреть на официальные данные соотношения убитых и раненых в первую и вторую чеченские кампании, то видно, что вторая чеченская война была более жестокой, оружие при этом боевиками применялось более эффективно, в результате вероятность летальных исходов была выше – каждый третий выведенный из строя солдат или офицер погибал. В первую чеченскую кампанию этот показатель равнялся 1 к 4–5.
Пока на официальном уровне не опубликовано, сколько же за этот период уничтожено боевиков и сколько погибло мирных жителей. Но, как считает генерал-лейтенант Юрий Неткачев, который долгое время служил на Кавказе, по опыту локальных войн данные потери бывают, как правило, не ниже потерь действующих войск. «То есть суммарные людские потери за постсоветский период могут составить до 100 тысяч человек», – считает эксперт. При этом он затруднился оценить эффективность действий войск и милиции, поскольку ситуация на Северном Кавказе после распада СССР так и не стабилизировалась. Хотя действия войск отошли на второй план, количество потерь со стороны федеральных сил, по его мнению, остается внушительным. В основном здесь гибнут сотрудники милиции, представители спецслужб и спецназ Внутренних войск.