С начавшимся теплом уходят в прошлое зимние эпидемии гриппа и прочих простуд, а с ними и скандалы на рынке лекарств┘ Впрочем, это вовсе не значит, что контрафактные лекарства исчезли с прилавков наших аптек. Более того, на российский рынок выходят не только новые контрафактные продукты, но и лекарства, которые помимо всего прочего затрагивают моральные и религиозные чувства наших граждан.
В прошлом году казахстанское фармацевтическое предприятие АО «Химфарм» (Шымкент) вышло на наш рынок с препаратами с товарным знаком «SANTO». В казахском языке слов, совпадающих с «SANTO» по звучанию и значению, нет, а вот для любого европейца понятно, что это слово означает «святой». Объявив себя «святым», шымкентский «Химфарм» по всем правилам современного маркетинга и свою продукцию на российском рынке продвигает не иначе как «святую».
Товарный знак «SANTO» и его аналог на кириллице – «САНТО» – казахстанские фармацевты используют как на официальных бланках предприятия и визитных карточках сотрудников, так и на его официальном сайте, в прайс-листах, а также при обозначении лекарств, выпускаемых этим предприятием. Везде с присущей «святым» скромностью казахстанские фармацевты указывают – «SANTO лекарственные препараты» и, видимо, чтобы у больных не было уж и вовсе никаких сомнений в их «святости», еще и изображение креста рядом помещают, словно настоящую святую воду предлагают!
Если бы казахстанские фармацевты действительно предложили потребителям уникальное средство от всех болезней, тогда бы еще ладно. Но все, что смог предложить российскому рынку шымкентский «Химфарм», – это очередную порцию препаратов, уже имеющихся на рынке. К примеру, в 2008 году АО «Химфарм» зарегистрировало в России товарные знаки «Сантотитралгин» и «Сантопералгин» и одноименные лекарственные препараты. Но в России задолго до регистрации казахстанских лекарств уже были зарегистрированы товарные знаки и лекарства «Тетралгин» и «Пиралгин». Они хорошо известны на фармацевтическом рынке, зарекомендовали себя у потребителей, и права на них принадлежат соответственно известным российскому и белорусскому производителям. И, конечно, не случайно, что у препаратов «Химфарма» во многом совпадают с уже известными аналогами не только названия, но и описанные в инструкции к применению свойства уже зарекомендовавших себя препаратов. Таким образом, «святой» производитель «святых» лекарств нарушает, похоже, не только права на чужие, ранее зарегистрированные товарные знаки, но и права на изобретения.
Сама регистрация «святого» семейства казахстанских лекарств нарушает отечественное законодательство, которое запрещает регистрировать обозначения, сходные до степени смешения с ранее зарегистрированными товарными знаками других правообладателей. К сожалению, Росздравнадзор, зарегистрировавший «новые» лекарства, и Роспатент, зарегистрировавший по заявке «святого» производителя соответствующие товарные знаки, почему-то не заметили этого смешения.
Кстати, российское законодательство запрещает использовать в качестве товарных знаков обозначения, противоречащие принципам гуманности и морали, в том числе оскорбляющие религиозные чувства верующих. И если для кого-то спор производителей лекарств – не более чем обычная арбитражная тяжба, то для многих людей – это проблема морально-этическая и религиозная, задевающая религиозные чувства христиан, для которых слово «святой» ассоциируется со Святой Троицей, Святыми Таинствами, угодниками Божиими, прославленными в лике святых, святыми храмами, святыми просфорами, святой водой и другими священными понятиями и предметами.