В Перми обострился длящийся уже почти полгода конфликт между местными транспортниками и общественниками. На улицы города вышли 20 автобусов, заказанных группой жителей Перми, представляющих организацию «Мой маршрут». Организовав альтернативный маршрут, общественники собираются подорвать монополию муниципального транспорта в сфере пассажирских перевозок.
Как рассказывает вице-президент ассоциации по защите прав потребителей «Трансмиссия» Олег Коневских, для организации собственного маршрута представители общественных организаций воспользовались системой фрахта автобусов (плата владельцу транспортного средства за перевозку пассажиров). «Мы лишь разработали маршрут, создали и согласовали паспорт маршрута, договорились с перевозчиками о цене и взяли на себя контрольные функции», – поясняет Олег Коневских.
«Мой маршрут» и «Трансмиссия» пытаются бороться с муниципальным транспортом, демпингуя: цена билета в «антимуниципальных» автобусах на маршруте № 068 варьируется от 6 до 12 руб. (по зонному принципу), когда муниципалы просят за свои услуги 12 руб. вне зависимости от протяженности поездки. Альтернатива муниципальному транспорту, представленная общественниками, по их словам, заключается в гарантии безопасности пассажиров. Нужно отметить, что начало конфликту между транспортниками и общественностью положило происшествие в октябре 2009 года, когда неисправный автобус в самом центре Перми протаранил 20 автомобилей, что вызвало возмущение горожан. После скандального ЧП региональное правительство попыталось изменить систему организации перевозок: был проведен конкурс по распределению городских автобусных маршрутов, который должен был сделать эту процедуру более прозрачной.
Но основной переменой стали кадровые перестановки в системе организации пассажирского транспорта. Так, экс-начальник Департамента дорог и транспорта Перми Алексей Ковыев стал президентом Пермской региональной общественной организации «Мой маршрут». А его помощница Ольга Седурина – президентом региональной общественной организации «Ассоциация по защите прав потребителей «Трансмиссия». Эти организации в последние несколько месяцев изучают работу муниципальных транспортников. Как заявляют трансмиссионеры, в ходе ревизионных проверок они выяснили, что почти все автобусы перевозчиков, победивших в тендере по распределению автобусных маршрутов, не соответствуют конкурсным требованиям. После этих проверок и проведения соцопросов общественники и предложили городу свой вариант решения транспортной проблемы в обход муниципальной монополии.
Нужно отметить, что многие жители города в недоумении, почему гражданскую инициативу возглавляют бывшие чиновники. «В руках этих людей была власть, и через них проходили все сомнительные документы. Лишь после того как все недочеты вскрылось, они решили уйти. Потому возникает вопрос: какова цель нынешнего проекта для организаторов – обеспечить безопасность граждан или вернуть власть, которой они лишились?» – размышляет один из перевозчиков, против которых борются общественники.
Кроме того, администрация Перми уже попросила прокуратуру разобраться с тем, насколько законно создание в городе маршрута № 068: «В связи с тем, что в единой маршрутной сети Перми автобусный маршрут с таким номером не значится, в администрации города принято решение направить в городскую прокуратуру и управление государственного автодорожного надзора официальные письма с просьбой проверить легитимность его работы».