Чеченские силовики готовы выполнить поставленную главой республики задачу.
Фото Reuters
Боевики на Юге России продолжают наращивать активность. При этом, что характерно, география их действий расширяется. Хотя способы нападения членов бандподполья не отличаются разнообразием. Фугасы на дорогах, объектах, где много людей, неожиданные обстрелы из автомобилей, самоподрывы смертников – вот почти вся нехитрая тактика боевиков.
В минувшую субботу в Кабардино-Балкарии на автодороге Карагач–Благовещенка из автомашины «ВАЗ-2199» в упор были расстреляны из автоматического оружия четыре сотрудника исправительной колонии регионального управления Федеральной службы исполнения наказаний. Из них трое (две женщины и мужчина) погибли. Подобным образом поздним вечером 20 мая в городе Баксан был застрелен из пистолета заместитель прокурора района Руслан Махов.
В Ингушетии в Назрани боевики обстреляли в минувшую пятницу автомобиль со следователями. Только по счастливой случайности следователь по особо важным делам и и.о. руководителя отдела по расследованию особо важных дел Следственного управления СКП РФ по Ингушетии остались живы, но получили тяжелые ранения. В столице Дагестана Махачкале в субботу вечером в результате мощного взрыва на одной из улиц получили контузию трое милиционеров, находящихся в патрульном «УАЗе».
Ни в одном из этих случаев боевиков не удалось найти. Хотя ясно, что если бы жертвы нападавших имели охрану или дополнительные средства безопасности (бронированные автомобили, бронежилеты и т.п.), последствия терактов были бы менее ощутимыми. Видимо, не случайно официальный представитель СКП Владимир Маркин в минувшую субботу вновь поднял вопрос о наделении его ведомства дополнительными функциями для обеспечения безопасности своих сотрудников. По его словам, «руководство СКП неоднократно поднимало вопрос о необходимости наделения ведомства дополнительными функциями в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья сотрудников, регулярно подвергающихся опасности в связи со своей профессиональной деятельностью... Особенно это касается Северо-Кавказского и Южного федеральных округов, где на следователей Следственного комитета совершено уже более 10 нападений», – сказал Владимир Маркин. Заметим, что данное требование выглядит вполне логичным. Однако в упомянутых округах находится немало представителей других силовых ведомств страны (Минобороны, МВД, ФСБ, ФСИН и т.п.) и их здоровье и жизнь при выполнении обязанностей службы также нужно оберегать.
Определенная безопасность силовикам гарантируется во время действия на той или иной территории режима контртеррористической операции (КТО). К примеру, в Чечне во время действия режима КТО милиция и военнослужащие передвигались только колоннами с обязательным боевым и иным (инженерным, разведывательным и т.п.) обеспечением. Но по всему Югу страны режим КТО не введешь. И в Чечне он уже более года как отменен. По официальной версии, там налаживается мирная жизнь, о чем в минувшую субботу в очередной раз пытался убедить общественность президент Чечни Рамзан Кадыров.
Кадыров подверг критике руководство группировки войск в республике и отвечающего за военных блок первого вице-премьера правительства Чечни Магомеда Даудова, заявившего, что, по данным военных, «на сегодняшний день находятся в розыске и значатся ушедшими в незаконные вооруженные формирования 198 человек». По мнению Кадырова, это не так: «В рядах боевиков всего 70–80 шайтанов». Мол, если военные руководители «знают о сотнях боевиков, находящихся в районах дислокации, то надо спросить: какие меры принимаются по их задержанию или нейтрализации?» Рамзан Кадыров считает, что «не руководство и правительство республики должны гоняться за бандитами, а те, кто обязан».
На такие жесткие высказывания Кадыров, видимо, имел основания. Ведь критика силовиков из его уст прозвучала после спецоперации, проходящей в лесистой местности в окрестностях селения Сержень-Юрт Шалинского района Чечни. По сути, чеченский президент этой операцией и руководил. В минувшую субботу он комментировал ее ход и уничтожение двух боевиков. Да и операция, судя по открытой информации, проводилась местными силовиками, так или иначе связанными с президентом и республиканским МВД Чечни. Это были сотрудники отдела «Р» отряда «Терек» ГУ МВД по СКФО, а также работники Шалинского РОВД и военнослужащие батальона «Юг» Внутренних войск МВД РФ, укомплектованные уроженцами Чечни.
Заметим, что о «70–80 шайтанах (иногда о 50–60. – «НГ»), бегающих по горам», Кадыров заявляет уже нескольких лет. Между тем, по данным чеченского МВД, только в этом году в республике было задержано и уничтожено не менее 65 (пятеро явились с повинной) боевиков. Однако «шайтаны» в Чечне и других горячих точках Северного Кавказа продолжают появляться.