Праздник в честь Святого Патрика является примером поддержки национальных традиций.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Любопытную традицию разным городам мира, в том числе и Москве, подарили ирландцы. Они не были оформлены ни в какую отдельную структуру, но не могли не соблюдать своих любимых традиций, даже живя в другой стране. Речь идет о Параде Святого Патрика. Это красочное шествие с удовольствием посещают граждане по всему миру, не являясь по национальности ирландцами и в лучшем случае зная лишь одну ирландскую фамилию – пивоваров Гиннес.
В Первопрестольной ирландцев было много в 90-е годы, а сейчас практически не осталось, рассказали организаторы праздника, проводимого в честь покровителя Ирландии. Однако традиция до сих пор здравствует. Отсюда возникает вопрос: нужна ли государственная поддержка национально-культурным автономиям? Казалось бы, люди одной национальности собрались для сохранения традиций и языка. Создать такую организацию вполне могут три единомышленника. Какое дело до этого чиновникам? Однако если число этих единомышленников становится значительным и мероприятия автономии собирают тысячи людей, то тут госслужащие многонационального государства при всем желании не смогут их не замечать.
Как оказывается, автономия это не просто клуб по интересам, но и серьезная, зачастую необходимая структура. Как рассказал вице-президент Федеральной еврейской национально-культурной автономии Михаил Членов, идея подобной организации появилась больше 100 лет тому назад. «Она родилась в Австро-Венгрии, где думали о том, как быть с разного рода национальностями. Потом идея была подхвачена многими в России. Владимир Ленин решительно ее осудил, заявив, что национально-культурная автономия реакционна. Соответственно идея возродилась к 90-м годам ХХ века», – объясняет эксперт.
На данный момент автономные сообщества очень важны для народов, которые имеют небольшую численность, отмечает президент Федеральной национально-культурной автономии российских немцев Генрих Мартенс. Есть и еще ряд признаков, на основании которых автономия может быть необходима, и в первую очередь это отсутствие отдельной территории для компактного поселения. Народы, лишенные такой территории, называют дисперсными. «Во-первых, это бывшие титульные народы советских республик – украинцы, азербайджанцы, армяне, белорусы, казахи. Во-вторых, это те, у кого имеется государство в дальнем зарубежье. Помимо немцев, евреев сюда входят корейцы, поляки и так далее. Третьи – это те, кто не имеет вообще ни компактной зоны расселения, ни государственности: цыгане, курды и другие», – объясняет Михаил Членов.
В принципе все эти организации могут пользоваться финансовой поддержкой государства, хотя оно и не обязано их поддерживать. Участие им требуется в основном при организации крупных мероприятий, реализации программ. «Когда я говорю об этой поддержке, я не имею в виду содержание самого аппарата автономии. Я говорю о поддержке программ, – объясняет Мартенс. – Нужны менеджеры или бухгалтеры, которые будут заниматься реализацией. Реализовывать программы всю жизнь на общественных началах невозможно. Люди устают, они должны уделять время семьям, детям. Профессионалы уходят, и тогда уровень мероприятий существенно снижается».
Таким образом, если поддерживаются программы народов, то автономии имеют возможность найти свое место внутри них. Михаил Членов в господдержке видит опасность подчинения автономий властной вертикали, что препятствует их развитию. «Как только мы будем встроены в жесткую вертикаль с финансовой зависимостью, автономии потеряют весь свой смысл и запал и превратятся в организаторов второстепенной самодеятельности. Уровень демократии автономий соответствует уровню демократии российского общества в целом, мы – часть этого общества», – объяснил специалист.