На Северном Кавказе сотрудникам правоохранительных органов по-прежнему приходится быть начеку.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Относительное затишье бандподполья на Северном Кавказе, связанное с усилением режима работы правоохранительных органов в дни майских праздников, похоже, закончилось. Участники незаконных вооруженных формирований (НВФ) опять начали активную охоту на сотрудников милиции и военнослужащих. Руководители Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) рассчитывают справиться с ростом насилия путем социально-экономического развития региона.
Вчера ночью в Новолакском районе Дагестана боевики обстреляли машину с милиционерами. В автомобиле находились начальник следственного отдела при Новолакском РОВД майор юстиции Магомедрасул Мусиев и начальник службы криминальной милиции Новолакского района подполковник Саловди Висханов. Оба офицера погибли. Также ночью в Каспийске был обстрелян экипаж патрульно-постовой службы милиции, при этом сотрудник правоохранительных органов получил ранения. Преступники скрылись.
Накануне ЧП произошли в Чечне. 17 мая в Грозном в результате взрыва в Октябрьском районе погиб начальник оперативно-разыскной части № 2 Лом-Али Хаджиев. Еще два офицера милиции и случайный прохожий получили ранения. В тот же день в Ачхой-Мартановском районе республики в результате подрыва на фугасе был ранен военнослужащий федеральных сил. А в соседнем Урус-Мартановском районе республики боевики расстреляли две автомашины, в результате были убиты сотрудник милиции и местный житель.
Несколько нападений на сотрудников правоохранительных органов совершено и в Ингушетии. В том числе участники НВФ в минувшее воскресенье обстреляли Назрановский районный отдел милиции, расположенный на окраине города Магас. Нападение было дерзким, стреляли по зданию из гранатометов, потом боевики скрылись на легковой автомашине.
«На Северном Кавказе множество молодых людей сидят без работы, тогда как бандитизм получает соответствующее финансирование, в том числе из-за границы. У заказчиков есть свои тарифы: 1000 долларов за убитого милиционера, 2500 долларов за военного», – объясняет непрекращающееся насилие на Северном Кавказе глава Следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин. Озабоченность регулярными вылазками боевиков демонстрирует и полномочный представитель президента в СКФО Александр Хлопонин. На днях он высоко оценил назначение начальником Главного управления МВД РФ по СКФО Сергея Ченчика. По мнению Хлопонина, назначение главного милиционера округа говорит о том, что «самый молодой из федеральных округов – Северо-Кавказский – сформирован». Хотя до полноценной его работы еще, видимо, далеко.
По признанию полпреда, стратегия социально-экономического развития Северного Кавказа будет представлена в правительство РФ только к концу июня. По словам Хлопонина, документ предусматривает в основном косвенную поддержку со стороны федерального бюджета, связанную с налоговыми платежами, режимом особых экономических зон и новых принципов в таможенно-тарифной политике. «В меньшей степени мы говорим о прямом бюджетном финансировании», – сказал Хлопонин, уточнив, что оно в основном будет сосредоточено в сфере здравоохранения, образования и социальных услуг.
Насколько планируемые меры устранят безработицу и снизят социальную напряженность в Северо-Кавказском регионе, говорить сложно. Хотя именно эти аспекты вызывают тревогу. К примеру, по данным Росстата, среднемесячная зарплата в Дагестане более чем в два раза меньше, чем в среднем по России. Уровень безработицы на Северном Кавказе также очень высокий. Особенно значителен он в Ингушетии (каждый второй экономически активный человек не имеет возможности работать) и Чечне (здесь каждый третий человек – безработный). При этом показатели безработицы среди молодежи еще более значительные – 60–90%. И это в условиях, когда в этих республиках самая высокая в стране рождаемость – в 1,5–2 раза выше, чем в целом по России.