Минтимер Шаймиев всегда выступал за единство татарского народа.
Фото Василия Александрова/PhotoXPress.ru
Подготовка к очередной Всероссийской переписи населения, которая пройдет в октябре с.г., в Татарстане вылилась в обсуждение нового этнонима, предложенного жителям республики для самонаименования, – булгары. Татары также могут выбрать себе и более экзотические варианты из древней истории, например – сувары, бигеры, мижеры. В республике в очередной раз заговорили о попытках расколоть татарский народ – второй по численности в стране – на десятки маленьких национальных общностей.
Федеральная служба госстатистики в начале года опубликовала объемный словарь, в котором перечислены «возможные варианты ответов на вопрос № 7 Всероссийской переписи населения-2010». Речь идет о вопросе «Ваша национальная принадлежность?». В Татарстане перечень встретили с тихим неодобрением, хотя никакой официальной позиции по этому поводу не было высказано. Быть может, сыграла свое перемена власти в республике: бывший глава Татарстана Минтимер Шаймиев, всегда чутко реагировавший на болезненный национальный вопрос, на этот раз промолчал. А новый президент республики Рустам Минниханов еще не брался комментировать подобные вопросы.
Если в 2002 году, во время прошлой переписи населения, татар разделили на сорок с лишним групп, то в этом году предлагаемая этническая дифференциация увеличилась ровно втрое – Росстат по предложению Института этнографии РАН утвердил более 120 групп татар. Примеры возможных ответов на вопрос о национальной принадлежности включают в себя как экзотические варианты из древней истории – сувары, бигеры, мижеры, так и такие нелепые, как татары башкирские. Последний пример очень возмутил Всемирный конгресс татар, эксперт которого Дамир Исхаков бросил реплику: «Чтобы понять нелепость конструкции «башкирские татары», представьте себе этническую группу под названием «татарские русские».
Самое скандальное и важное нововведение позволяет выделить среди татар тех, кто татарами себя не считает и считать не хочет, а приемлет другой этноним – «булгары».
«Мы булгары, а не татары, – заявляют активисты движения «Булгар аль-Джадид». – Раньше наши предки носили имена – булгар, булгарка. Мы и наши предки были и есть булгары, а прозвище «татары» навязано нам извне другими силами. С 1920 года по воле большевиков наш многомиллионный народ называют татарами, а нашу землю – Республикой Татарстан». Булгаристы утверждают, на территории России до нескольких десятков тысяч человек сознательно идентифицируют себя как булгары, но на самом деле потомками булгар являются все татары. Активность булгаристов постепенно переходит из области культурологической в политическую сферу. Главная их цель – вернуть родному краю «историческое название» и отказаться от «навязанного этнонима – «татары». Месяц назад лидеры мусульманских и татарских национально-культурных общин Оренбурга обратились с открытым письмом к руководству Татарстана с просьбой дополнить название республики вторым именем, чтобы звучало как «Татарстан-Булгария». Во властных кулуарах вновь заговорили о «раскольниках», которые в преддверии переписи населения хотят разделить татарский народ на множество частей. Булгаристов обвиняют в политической провокации, в том, что они пошли на сговор с федеральным Центром, для которого, мол, главное – уменьшить удельный вес татар в населении России.
Чтобы понять суть спора, необходимо заглянуть в историю. В дореволюционной России государственная статистика проводила этническое разделение народов по границам вероисповедания: русский, крещеный еврей, грузин записывались православными. Татарами в Российской империи общим счетом именовали всех мусульман. В качестве примера можно вспомнить, что армяно-азербайджанский конфликт начала XX века называли «армяно-татарским». В 1920 году при учреждении на месте бывшей Казанской губернии национальной советской автономии этноним «татары» был официально закреплен за поволжскими тюрками. Нынешние татары – это потомки древних булгар, которые некогда образовывали в Поволжье мощное государство Волжская Булгария. Но часть исследователей считают, что булгары практически в неименном виде сохранили свою этническую природу, а часть, напротив, утверждают, что булгары, попав под гнет монгольских завоевателей, смешались с ними, образовав новую этническую общность.
В конце 90-х спор, которому уже больше сотни лет, из академических кругов перекочевал в область непубличной политики. В Казани на фасадах домов стали появляться надписи «Булгария жива». Минтимер Шаймиев четко объявил позицию республики по этой теме: вопросы истории пусть решают историки, а в области политической никаких спекуляций на эту тему быть не должно. Татары должны объединиться, почувствовать себя одним народом, а не разбегаться по условным этническим группам. Многие такую позицию объясняли желанием Шаймиева провести преемственность истории татар от Золотой Орды.
Булгаристы, кстати, считают, что их инициатива по «возвращению к корням» сплотит татар. Этноним «татары», по их мнению, самим татарам навязывает комплекс неполноценности, раскалывает российское общество, производит в России «татарофобию» и провоцирует межнациональную рознь. Ведь россиянам со школьной программы известно о разорительном татаро-монгольском иге, а строки Пушкина «┘иль башку с широких плеч у татарина отсечь» все в республике вне зависимости от национальности читают, поморщившись.
Казань