В современных условиях нелегко поддерживать традиционный уклад жизни.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
О том, что малые народы вымирают, ученые говорят начиная с XVIII века. «В работах, посвященных энцам и селькупам, говорилось, что их осталось чуть меньше четырех тысяч человек, а следующее их поколение может оказаться последним», – рассказывает замдиректора департамента межнациональных отношений Минрегионразвития России Алексей Зенько. «Прошло 200 лет, и эти народы продолжают существовать, сохранив примерно ту же численность. Сейчас ученые уже приходят к мнению, что есть некий оптимум для определенных экологических условий среды обитания народа, определяющий предел численности, который народ просто не может преодолеть, поскольку окружающая среда не дает этого сделать», – объясняет эксперт. Помимо самой территории учитываются еще ресурсы, которыми она располагает, а также традиционные виды хозяйственной деятельности: охота, рыболовство, оленеводство. Если говорить проще, то количество людей соответствует количеству еды для них. «В коллективе людей формируются определенные регуляторы рождения – биологические, которые поддерживают численность народа, характерную для данной территории», – рассказывает Зенько.
У этих людей самая низкая продолжительность жизни. В конце 90-х годов она составляла 48–49 лет, а сейчас примерно 54 года. Такие пугающие цифры связаны в первую очередь с особыми суровыми условиями жизни: жестокие морозы зимой, жара и комары летом, огромное количество болот и т.д. Причем подобная ситуация складывается и на территории других государств. «В Канаде, допустим, среди мужчин средняя продолжительность жизни – 39 лет, – рассказывает президент межрегиональной общественной организации «Информационно-образовательная сеть коренных народов «Льыоравэтльан» Гульвайра Шерматова. – Проблемы у коренных малочисленных народов по всему миру одни и те же независимо от того, в каких экономических условиях они проживают». Как отмечают эксперты, помимо суровых природных условий есть и другие факторы ранних смертей – это алкоголизм, суициды и несчастные случаи. Кроме того, отдаленность от крупных поселений лишает представителей малых народов возможности постоянно пользоваться нормальным медицинским обслуживанием.
Однако к природным условиям часто добавляются экономические. Например, корпорации могут пытаться вытеснить малые народы с их исконных земель. Первый вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ Павел Суляндзига рассказал, что его небольшой народ удэге численностью менее 3 тыс. человек в последние 20 лет борется за территорию. «В 1989 году было подписано советско-южнокорейское соглашение, на 30 лет нашу территорию отдали в аренду совместной советско-южнокорейской компании Hyundai для лесоразработок. Раньше у нас было восемь этнических групп, четыре группы исчезли по одной причине – у них вырубили тайгу, и они просто разошлись, их не стало. Чтобы с остальными не произошло того же, мы начали протестовать, – рассказывает Павел Суляндзига. – Устраивали пикеты возле здания правительства во Владивостоке. Начались судебные процессы. Дело было приостановлено, а в 1991 году, еще в последний год Советского Союза, в Приморский край приехал Борис Ельцин (в то время он был председателем Верховного совета РСФСР), и мне удалось пробиться к нему на встречу. Причем знакомые чиновники привезли меня к нему буквально в багажнике машины на аэродром. Вырубка прекратилась».
Алексей Зенько уверен, что разработанное сегодня законодательство вполне способно защитить людей коренных народов Севера Сибири и Дальнего Востока. «Существует три специальных закона о гарантиях прав коренных народов, об общих принципах организации общин коренных народов и о территориях традиционного природопользования», – говорит чиновник.
С ним не согласен Павел Суляндзига. С его точки зрения, помощь государства жителям Севера декларативна. «Есть налоговые льготы, но они фактически не работают. В 69-й статье нашей Конституции утверждаются общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся коренных народов, но все это в значительной степени реализуется лишь на словах».