Сергей Дарькин готов создать из заброшенного острова рай для туристов.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Острову Русский, где в 2012 году пройдет саммит стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), чиновники нашли еще одно назначение. Помимо Дальневосточного федерального университета (ДФУ), которому будут переданы объекты, возводимые к форуму, здесь откроется особая экономическая зона туристического профиля. По мнению экспертов, туристической Мекки из Русского не получится, это лишь очередная попытка федеральной власти найти экономическое обоснование многомиллиардным вложениям в неперспективную территорию.
На днях премьер Владимир Путин подписал постановление об организации на острове Русский особой экономической зоны (ОЭЗ). По мнению министра экономического развития (МЭР) Эльвиры Набиуллиной, остров «обладает большим потенциалом с точки зрения привлечения туристов». «Нужно использовать то, что мы сейчас готовимся к проведению саммита АТЭС и вкладываются большие деньги в строительство инфраструктуры на Русском. Поэтому эта туристско-рекреационная зона, на наш взгляд, будет обладать рядом преимуществ, потому что строятся и дороги, и мост, и энергетическая инфраструктура. По предварительным оценкам, там может быть до полумиллиона туристов», – заявила министр на заседании правительства.
При создании туристической ОЭЗ правительство рассчитывает на частных инвесторов, которые вложат деньги и в гостиничную, и в рекреационную инфраструктуры. Взамен чиновники обещают 20 лет не менять основные экономические условия.
Предполагается, что соглашение между МЭР, администрацией Приморья и мэрией Владивостока об определении точных границ зоны будет заключено уже в апреле.
«И для краевых, и для федеральных властей очевидно, что огромный объем инвестиций, которые привлекаются на территорию острова, не может быть предназначен только для проведения саммита АТЭС, – утверждает вице-губернатор края Андрей Норин. – Необходимо комплексное развитие данной территории с четкими целями на будущее. После подписания премьером постановления на острове Русском будет активно развиваться инфраструктура для его туристического потенциала».
Впервые с идеей создания на Русском особой туристско-экономической зоны в 2007 году на международной инвестиционной ярмарке в Сочи выступил губернатор Приморья Сергей Дарькин. Проект, разработанный Тихоокеанским центром стратегических разработок при активном участии бывшего вице-губернатора Николая Сидорова, вызывал резкую реакцию тогдашнего главы Минэкономразвития и торговли Германа Грефа. «Греф тогда сказал, что большей чуши в своей жизни он не слышал, – напоминает директор центра, доктор экономических наук Михаил Терский. – В то время создание туристической зоны на Русском было оправдано, потому что здесь предполагалось размещение игровой зоны. С переносом ее на материк остров стал непривлекательным для туристического бизнеса, а правительственный проект ОЭЗ становится нежизнеспособным».
Представители бизнес-сообщества Приморья, с которыми удалось побеседовать «НГ», утверждают, что готовы вкладывать деньги в инфраструктуру Русского только при ясном прогнозе туристического потока на ближайшие пять лет. Пока официальная статистика показывает, что количество иностранных туристов в Приморье уменьшается с каждым годом: в 2008 году их было 68 тыс. человек, а в 2009-м – 53 тыс. человек. Для сравнения: в 2004 году число туристов только из КНР составляло 170 тыс. человек.
«Чтобы принимать решение об открытии на Русском ОЭЗ, неплохо сначала узнать планы соседей, – советует Михаил Терский. – Япония, Китай, Корея сейчас активно развивают программы масштабного привлечения туристов на свои территории. Япония, к примеру, планирует за 2010–2015 годы увеличить в два раза поток туристов, который составит до 10 миллионов туристов в год, и прилагает для этого массу усилий. Японцы сняли информационное отчуждение и перешли на английское обозначение улиц, гостиниц, ресторанов, меню и т.п. Предприняты беспрецедентные усилия для безопасности туристов в КНР и т.д.»
Вторая проблема, с которой столкнутся власти при создании дальневосточной туристической Мекки, – отсутствие инвесторов, которых не привлекут земельные ограничения, налагаемые в ОЭЗ. Участки под строительство здесь можно брать в аренду, а инвестор не любит возводить объекты на государственной земле без гарантий. Оттого-то прежние попытки создания в Приморье инновационной и портовой ОЭЗ провалились.
На подобную достопримечательность острова Русский вряд ли приедут поглазеть толпы туристов. Фото автора |
Эксперты уверены, что туриста мало привлечь на территорию, его надо удержать, но в Приморье для этого не предпринимается усилий. На Русском гостям можно показать лишь Владивостокскую крепость и будущий океанариум, осмотр достопримечательностей на материке займет не больше суток. Туристов невозможно заманить приморским вариантом шопинга по-китайски, непривлекательной кухней, грязными улицами, убогим городским общественным транспортом, отсутствием развлечений, небрежным отношением к людям с ограниченными возможностями и неуважением к культурным и историческим ценностям, а также криминальным имиджем края.
«Туристической Мекки на острове не получится также из-за его ограниченного ресурса: местность здесь лесисто-болотистая, а в лесу и на болоте туристическую зону не обустроишь, – сказал «НГ» главный научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН Борис Преображенский. – Здесь нет пляжей, насыпать их технически и геоморфологически невозможно, а местные бухты или глубокие, или грязные, что делает их непригодными для купания. Ветры северных румбов приносят сюда весь плавучий мусор из бухты Золотой Рог».
Климатические условия на Русском «райские»: на острове только четыре дня в году комфортные, остальное время – или слишком жарко, или слишком холодно, или сыро и ветрено. По мнению экологов, логичнее создавать туристско-рекреационную зону в Хасанском районе Приморья, где купальный сезон дольше, туманов меньше, а среднегодовая температура на градус выше – как в Сочи. Не случайно на строительство очередной президентской резиденции в Хасанском районе в 2010 году выделяется 7,5 млрд. руб.
«Создание туристической ОЭЗ на Русском – это авантюра, связанная с оправданием затраченных впустую бюджетных денег», – полагает профессор Борис Преображенский. Директор Института международного бизнеса и экономики Владивостокского госуниверситета экономики и сервиса Александр Латкин солидарен с коллегой: «Выбор в пользу ОЭЗ с туристической направленностью сделан, поскольку эффект от инвестиций в саммит должен быть долговременный, но от вложенных средств в перспективе не видно экономического результата».
Сейчас на Русском строятся объекты для саммита АТЭС – мост, связывающий его с материковой частью города, корпуса ДФУ, дороги, объекты энергетики, водопровод, очистные и т.д. Стоимость проекта – 553 млрд. руб., в этом году строители должны освоить 210 млрд. руб. Доля федерального бюджета – 202 млрд. руб., Приморье должно софинансировать 33,5 млрд. руб., Владивосток – 44 млн. руб., еще 318 млрд. руб. необходимо привлечь из внебюджетных источников. Примечательно, что за три года с момента выбора самого дорогостоящего проекта проведения саммита АТЭС планируемая сумма госинвестиций выросла в 3,6 раза.
В Приморье на повестке дня сейчас, похоже, только один вопрос – авральное освоение сотен миллиардов бюджетных рублей, и «наверху» стараются не обращать внимания на мнения приморских экспертов. Но рано или поздно отвечать за бюджетные инвестиции придется. «Наши расчеты показывают, что от объектов саммита АТЭС прирост к валовому региональному продукту составит всего около 2–3%», – считает экономист Александр Латкин.
Проект создания ОЭЗ на Русском не менее сложный и может вылиться в колоссальные суммы. Тем не менее эксперты уверены, что это не досадная ошибка, а часть правительственной концепции использования островной территории. И воплощаться она будет для конкретной цели, понять которую эксперты советуют, связав идею ОЭЗ со строительством в бухте Бояринова, где стоит губернаторская дача. «Свободная экономическая зона на Русском создается для защиты этой территории, – уверен профессор Борис Преображенский. – Зеленая зона по соседству с центром города, куда строится мост и прокладывается необходимая инфраструктура, сделала земли Русского необычайно привлекательными для чиновников».
Владивосток