Не так давно машину с тремя сотрудниками управления собственной безопасности ОАО «Черномортранснефть» на втором километре автодороги Хасавюрт–Бабаюрт (вдоль магистрального нефтепровода «Обводный вокруг Чеченской Республики») резко подбросило вверх. Сработало самодельное взрывное устройство. Все трое получили контузии разной степени тяжести.
На следующий день в ОВД по городу Хасавюрту сообщили, что по факту подрыва машины возбуждено уголовное дело по статье «хулиганство». Хотя, если задуматься, это как минимум странная оценка для взрыва бомбы.
«Черномортранснефть» – дочернее предприятие «Транснефти». Основным видом деятельности компании является транспортировка нефти по магистральным нефтепроводам и сопутствующая этому деятельность. Поскольку производство несанкционированных врезок в нефтепроводы приобрело характер преступного промысла, предприятием в 1996 году была создана собственная служба безопасности для их предотвращения и устранения. Позднее для обеспечения безопасности транспортировки сырья правительством России было принято решение о строительстве нефтепровода «Обводный вокруг Чеченской Республики», который и был построен в 2000 году.
Южный федеральный округ был и остается лидером как по объемам хищения нефти из магистральных нефтепроводов, так и по нераскрываемости таких преступлений. В 2009 году только на территории Кизлярского района Республики Дагестан на нефтепроводе «Обводный вокруг Чеченской Республики» обнаружено семь несанкционированных врезок, в 2010-м – две. Несмотря на то что эти преступления относятся к категории тяжких и способны нанести вред экологии района, ОВД по Кизлярскому району явно не торопится с их расследованием. Так, в 2009 году раскрыто только одно преступление – и обвинение предъявлено рядовому исполнителю.
А за несколько дней до «хулиганского взрыва» сотрудниками «Черномортранснефти» были обнаружены признаки несанкционированной врезки на глубине шести метров с отводом длиной более девяти километров (!). Целый нефтепровод получается. Примерно в полутора километрах от нефтепровода нашлась постройка из камыша, под полом которой обнаружена действующая самодельная «нефтеперекачивающая станция».
Сотрудники «Черномортранснефти» попытались вскрыть врезку, однако единственный проезд к линейной части нефтепровода оказался для них закрыт шлагбаумом. Проехать к предполагаемому месту врезки сотрудники «Черномортранснефти» все-таки смогли, но только после обращения к начальнику УФСБ по Республике Дагестан и его личного вмешательства.
На месте побывала следственно-оперативная группа РОВД. Складывается впечатление, что сотрудникам РОВД было необходимо «навести справки» о том, что известно службе безопасности «Черномортранснефти», в крайнем случае помешать, но никак не содействовать в расследовании.
Что же получается? «И администрация Кизлярского района Дагестана, и РОВД фактически препятствуют службе безопасности «Черномортранснефти» вести собственное расследование. При этом само РОВД не собирается что-либо предпринимать. Теперь же появилась и прямая угроза жизни работников службы безопасности», – говорит официальный представитель «Транснефти» Игорь Демин.
По данным «Транснефти», только в марте недостачи составляют до 600 тонн в сутки – «в камыши» утекает десятая часть транспортируемой нефти. Ущерб российских нефтяных компаний, сырье которых поставляется по этой трубе, огромен. Под угрозой и международная репутация страны – «Черномортранснефть» транспортирует нефть из Азербайджана и Казахстана.
Эту ситуацию нужно переломить. Необходимая политическая воля продемонстрирована – глава республики уже заявил о необходимости предотвращения хищений из нефтепровода, идущего в обход Чеченской Республики. Теперь нужны действия. Врезки – они в Кизлярском районе. Так что действовать нужно там.