Прошедший в минувшую субботу митинг в Архангельске выявил тенденцию: в регионах берут на вооружение столичные методы политической борьбы в отношении оппозиции. Когда достаточно во время митинга продержать его организаторов в милиции. Например, под нелепым подозрением в краже мобильных телефонов и иных предметов бытового назначения. Правда, вместо устрашения эта акция может сыграть противоположную роль.
20 марта в Архангельске должен был состояться и состоялся митинг, организованный местной оппозицией как часть общероссийской акции «День гнева». Он состоялся, несмотря на то что местная власть приложила все усилия, чтобы этого не случилось. Для этого были даже задействованы внушительные силы городской милиции общественной безопасности.
Как рассказывают задержанные, милицейские наряды поджидали их недалеко от дома. Первой жертвой оказался один из организаторов предстоящего митинга юрист Игорь Телятьев. Подошедшие к нему в восемь утра на улице три милиционера попросили его показать свой мобильный телефон. Тот ответил, что с собой его нет, забыл дома. «На мгновение они растерялись, – вспоминает Телятьев, которому корреспондент «НГ» дозвонился вчера по телефону. – Потом один из них предложил сесть в милицейский «уазик» и показать, что у меня в сумке». «Увидев, что там ноутбук, правоохранители тут же оживились: «О, вы подозреваетесь в краже компьютера», – теперь уже смеется Телятьев. – А когда я стал возражать против подобного, кто-то из них признался – нам все равно нужно вас отвезти в отделение».
По этой же схеме, но подозреваемые в краже мобильного телефона были задержаны и сопредседатель Северного регионального отделения «Солидарности» Александр Юфряков, доставленный позже в Ломоносовское ОВД Архангельска, и некоторые другие члены «Солидарности» и схожих с ней общественных движений. К примеру, продержали в кутузке и Василия Поздеева – человека коммунистических убеждений, солидного возраста. Он тоже подозревался в краже мобильника, при этом сотрудников правоохранительных органов не смутили ни его седина, ни даже отсутствие у него одного глаза. А экс-мэру Архангельска Александру Донскому задержанты напомнили, что у него есть до сих пор не погашенная судимость, которая в случае чего вполне может превратиться в действующую.
Всего из числа инициаторов и организаторов митинга, который все же состоялся, несмотря на отсутствие его активистов, было задержано семь человек, из которых четыре – по подозрению в краже мобильного телефона. Одного, например, Александра Боброва, взяли после мероприятия. «В отделении милиции со мной обращались вежливо, – говорит «НГ» Александр Юфряков. – А следователь, который вроде как проводил дознание, отводил глаза, чувствовалось, что ему неловко. Потом меня отпустили, предварительно сняв отпечатки пальцев и сфотографировав в профиль и анфас».
Те же мероприятия, включая снятие отпечатков пальцев и фотографирование, проводились примерно в это же время и с остальными задержанными. По словам Телятьева, профессионального юриста, установить, что телефон, изъятый у участников задержания, некраденый, дело нескольких минут, для этого достаточно проверить идентификационный номер по базе. «Однако кто-то сверху отдал приказ – наиболее активных участников митинга надо задержать, и это было сделано силами как раз тех органов, которые призваны общественный порядок, в том числе во время проведения митингов, поддерживать.
Начальник милиции общественной безопасности города Владислав Леонардов порекомендовал корреспонденту «НГ» не видеть во всем случившемся следов спецзаказа. «Никто нам ничего не приказывал, это получилось абсолютно случайно, – считает он. – У нас в городе милиция днем и ночью ищет преступников, и если есть люди, которые по служебным ориентировкам похожи на них, то долг милиционера – задержать такого человека для установления всех обстоятельств дела». Корреспондент поинтересовалась: почему почти все подозреваемые были задержаны ранним утром в выходной день и у своих домов? После паузы Леонардов повторил: «Это абсолютная случайность». Сами участники случившего так не считают. «Расчет был прост – сорвать проведение митинга, хотя он был разрешен администрацией города, – убеждены и Юфряков, и Телятьев, и остальные задержанные. – И показать народу: вот, пожалуйста, самые главные зачинщики, а на мероприятие не явились».
«В отсутствие основных организаторов на митинге мне пришлось выступить с речью», – говорит хирург 1-й городской больницы Алексей Попов. Он входит в координационный Совет всех партийных, кроме «Единой России», структур, общественных, профсоюзных и некоторых других объединений города, которые готовят к 28 марта в Архангельске масштабный митинг, посвященный протестам против повышения тарифов ЖКХ.
Алексей, как он считает, не был задержан в минувшую субботу только потому, что все время до митинга гулял возле дома со своим маленьким сыном. «Наверное, даже милиционерам не захотелось меня забирать в присутствии ребенка», – предположил он.
«У каждого из нас есть регулярные приводы в прокуратуру, милицию, – говорит газете один из местных оппозиционеров, имя которого редакция решила не называть, чтобы не навлечь на него дополнительные неприятности. – С нами и в городской администрации, и даже на областном уровне проводят регулярные беседы о том, что мы несем ответственность за безопасность граждан, что лучше бы не проводить подобных митингов, которые чреваты разными неприятностями. Подобные «профилактические беседы» по 1,5–2 часа оптимизма не прибавляют, но мы их все же не относим к акциям устрашения. А вот такая акция, хорошо спланированная, одномоментная и силами милиции, проводилась в городе впервые».
Кстати, вчера на постаменте Памятника жертвам интервенции, вблизи которого проводился митинг, появилась ярко оранжевая надпись: «Солидарность». «Власти хотят настроить против нас общественное мнение, мол, мы даже способны к таким надругательствам над памятниками», – с горечью говорит Юфряков, преподаватель с более чем 30-летним стажем.