Согласно первым официальным выводам о причинах трагедии в пермском ночном клубе «Хромая лошадь», основными виновниками признаны владельцы и арендаторы заведения. Техническая комиссия правительства Пермского края оставила без ответа вопрос, возникающий в этой связи: почему вообще стала возможной незаконная перепланировка с абсурдно неправильным применением строительных материалов сомнительного качества?
Человек суеверный усмотрел бы в обстоятельствах трагедии роковые знаки: площадь заведения с «хромоногим» названием составляла 666,9 кв. метра, а гостей клуба развлекали в помещении № 13. Но заключение технической комиссии администрации Пермского края с подчеркнутой сухостью официальной бумаги оценивает причины трагедии: избежать гибели людей можно было за счет банального соблюдения существующих строительных правил и предписаний.
Субарендатор в 2004 году приступил к самовольной реконструкции без всякой проектной и разрешительной документации. Но не только это нарушение осталось без последствий. Пристройка выдвинулась за проектную границу земельного участка, выделенного землеотводом в 1971 году. В результате посадочных мест стало в шесть раз больше, чем предусматривал согласованный в 2001 году проект, а запасных выходов – в два раза меньше. К тому же эвакуационный выход был декорирован деревянными каркасами, прутьями, кожей и мешковиной, которые мгновенно вспыхнули и распространили огонь на другие конструкции. В пристройке помимо столиков со стульями и диванов были два бара со стойками, сцена с диджейским пультом и подиумы. Иначе говоря, от тесноты в клубе было не продохнуть и без клубов дыма, заполнившего плохо вентилируемое помещение.
Отдельного разбора заслуживает использование в «Хромой лошади» пластиков, которые со ссылкой на анонимные источники были названы чуть ли не главной причиной гибели людей. Сегодня понятно, что причина страшных последствий пожара – незаконная перепланировка. Тем не менее отчет технической комиссии уделил особое внимание утеплителям и звукоизоляционным материалам, которые были использованы при самовольной реконструкции «Хромой лошади».
Из заключения комиссии следует, что пристроенные площади «Хромой лошади» по стенам и потолку были отделаны слоем утеплителя из минеральной ваты, слоем пенополистирола и гипсокартонного листа. Пенополистирол был подвергнут специальной экспертизе. Оказалось, что этот материал был применен в «Хромой лошади» не для теплоизоляции, а для звукоизоляции, что, в общем-то, само по себе является абсурдом. Это все равно что использовать теплую согревающую кофту для затыкания ушей. Причем материал был размещен как раз на самовольно пристроенных ограждающих конструкциях и без какой-либо внешней защиты. Тогда как сберегающие тепло пенополистирольные плиты используются лишь в межстенных перекрытиях и фасадном утеплении, то есть при соблюдении ключевого правила – отсутствии прямого контакта с внутренними помещениями.
Более того, комиссия установила, что в качестве шумоизолятора в клубе использовался не пенополистирол типа ПСБ-С (с антипиреном – противопожарными добавками), а тип ПСБ, то есть пенопласт без антипирена. Вот почему исследованный комиссией образец в ходе испытаний был отнесен к сильногорючим.
Поэтому отдельного изучения заслуживает тема происхождения применявшихся в увеселительном заведении пенопластовых плит. Возможно, для ответа небезразличен тот факт, что совладельцу «Хромой лошади» помимо ночного клуба, как сообщали СМИ, принадлежит в Перми сеть магазинов стройматериалов.
В Ассоциации производителей и поставщиков пенополистирола (АППП) настаивают на ужесточении надзора с тем, чтобы исключить использование пенополистирола в строительстве без противопожарных добавок. В целом, по мнению руководителя АППП Андрея Бек-Булатова, российские стандарты нужно постепенно приводить к более жестким европейским нормам. Это будет способствовать очищению российского рынка от продукции низкого качества. Далеко не все кустарные производители смогут выдержать возросшие требования, особенно если к ним добавится компетентный контроль со стороны АППП.
Сегодня пенополистирольные плиты можно изготовить «в гараже» – из сырья неизвестного, как правило, азиатского происхождения на пресс-автоматах, широко предлагаемых в России китайскими компаниями. И поставлять их на рынок по демпинговой цене. Это бьет по интересам стратегических российских производителей, которые идут на миллиардные вложения ради повышения качества сырья и заинтересованы в такой его переработке, которая исключила бы ущерб для репутации продукта. Например, в той же Перми к концу 2010 года нефтехимический холдинг СИБУР готовится запустить завод, на котором по австрийской технологии Sunpor будет производиться 50 тыс. тонн вспененного полистирола. В компании рассчитывают, что проект серьезно снизит рыночную долю суррогатного продукта, использование которого может быть опасно.
Выводы из расследования техкомиссии напрашиваются сами: продукция, полностью отвечающая нормативам, и эффективный надзор со стороны инспектирующих органов – самая лучшая профилактика повторения пермской трагедии.