Минтимер Шаймиев прощается, но не уходит.
Фото РИА Новости
У президента Татарстана Минтимера Шаймиева 25 марта истекает срок полномочий. Патриарх региональной политики выходит в отставку, однако не собирается завершать свою политическую карьеру, которая внезапно оборвалась в январе 2010 года, когда Дмитрий Медведев заявил, что будет рекомендовать на должность президента республики Рустама Минниханова. Даже покинув пост руководителя региона, 73-летний Шаймиев останется на политическом олимпе Татарстана.
Завтра парламент Татарстана соберется на свое очередное заседание. В повестке дня почти 40 законопроектов, среди которых один – самый важный. За две недели до официального сложения Минтимером Шаймиевым полномочий президента республиканский парламент готов утвердить уходящего руководителя в новой должности – Государственного Советника Республики Татарстан (именно так, все слова с прописной буквы). Закон, регламентирующий полномочия новой штатной единицы, будет принят в кратчайшие сроки, дабы к инаугурации нового президента старый руководитель не остался не у дел.
Как считает ближайший соратник Шаймиева, спикер местного парламента Фарид Мухаметшин, должность госсоветника вводится специально под уходящего президента. Эта работа не будет оплачиваться и формально не будет связана с госслужбой. Назначение государственным советником Татарстана будет проходить автоматически, этим статусом по факту будут наделяться все уходящие президенты Татарстана. Но самая важная деталь такова: в протокольных мероприятиях государственный советник Татарстана будет занимать второе по значимости место после президента республики.
Введение новой должности для Минтимера Шаймиева косвенно подтверждает сведения о том, что его внезапное заявление об уходе с поста президента Татарстана не было спланированным. По информации «НГ», ближайшее окружение Шаймиева и он сам не рассчитывали на такой поворот. На январской пресс-конференции, которую созвал Шаймиев сразу после новости о своем уходе, он выглядел очень растерянным. Как рассказал «НГ» источник в аппарате президента Татарстана, Минтимер Шаймиев надеялся повторить ход, который он проделал весной 2005 года, когда внезапно попросил у Владимира Путина об отставке; опешивший от неожиданности президент России тогда уговорил Шаймиева остаться. Через пять лет в январе 2010 года президент Татарстана проделал то же самое. На январском заседании Госсовета РФ он попросил аудиенции у Дмитрия Медведева и сказал, что хочет уйти. Однако на этот раз самоотвод был принят.
В Татарстане давно обсуждали, что первый президент республики будет делать на пенсии. Вариант Бориса Ельцина с полным уходом на покой Шаймиеву не подходил, о чем он сам неоднократно говорил. Вариант с местной версией тандемократии, когда уходящий глава региона занял бы второе место во властной иерархии и образовал бы альтернативный центр власти, тоже не годился. Во-первых, из-за возраста Шаймиева, который не стал бы заниматься рутинными вопросами министерств и ведомств, во-вторых, из-за явного сходства с федеральным оригиналом. В итоге в руководстве республики решили остановиться на так называемой китайской модели. Минтимер Шаймиев уходит с поста руководителя, но сохраняет за собой духовный, политический авторитет и являет собой образ архитектора «модели Татарстана» наподобие товарища Дэн Сяопина. Впрочем, у Шаймиева существуют и другие причины не уходить.
Что бы ни говорили о Рустаме Минниханове как о новом президенте Татарстана, эта кандидатура не совсем устраивает уходящего главу региона. Минниханов не является целиком и полностью выдвиженцем первого президента Татарстана, и здесь в том числе заложено желание Шаймиева не уходить на покой. К тому же преемник, по собственному его признанию, никогда не хотел заниматься политикой, а потому плохо ориентируется в политических тонкостях, что является угрозой всем достижениям Шаймиева в его отношениях с Москвой.
Рустам Минниханов никогда не выражал особого желания заниматься политикой. Фото Бориса Бабанова (НГ-фото) |
За 20 лет, что Минтимер Шаймиев руководит регионом, в Татарстане сложилась своя вертикаль власти, в которой президент выполняет роль несущей конструкции, являясь арбитром кланов и властных группировок, отношения между которыми далеки от благодушия. Рустам Минниханов еще не успел вступить в должность президента, а в Казани уже говорят о возможном уходе мэра Казани Ильсура Метшина – шаймиевского фаворита, которого все прочили в его преемники.
По разным данным, из-за амбиций казанского градоначальника у него и будущего президента задолго до января-2010 отношения перешли в плохо скрываемую вражду.
В окружении первого президента Татарстана понимают: полный уход Шаймиева с политической арены может резко обострить противоречия между местными кланами, что отразится на стабильности Татарстана, которой республиканские чиновники привыкли гордиться. Поэтому Шаймиева просят остаться и готовы придумать для этого любое оправдание. «Думаю, ни у кого не вызывает сомнения целесообразность использования в дальнейшем – во благо республики – богатого практического опыта и авторитета действующего президента Минтимера Шаймиева, – заявил накануне Фарид Мухаметшин. – Именно в этих целях и был разработан законопроект о новой должности государственного советника республики».
«Это пост, с одной стороны, почетный, а с другой – реальный, – сказал «НГ» член научного совета Московского фонда Карнеги Алексей Малашенко. – Шаймиев даже формальные рычаги влияния сохраняет. Это оптимальный вариант для столь уникального человека, который может быть, что называется, отцом нации. У нас, как известно, отставленные губернаторы стройными рядами шагают в Совет Федерации. Но в других регионах путем Шаймиева не пойдут. Потому что это уже будет фарс».
«Минтимер Шаймиев, переходя на новую должность, оставляет руку на пульсе региона, – считает директор Центра политической информации Алексей Мухин. – Его преемник, по мнению самого Шаймиева и представителей его клана, должен быть под контролем хотя бы первое время. Затем, когда они убедятся, что интересам клана никакой опасности нет и его влияние резко не упадет, первый президент Татарстана переключится на общественную деятельность. Но далеко от власти он все равно уходить не собирается».
Казань