«Залив Восток» - уникальная рекреационная зона, подходящая для экотуризма.
Фото с сайта www.foto.primkray.ru
Компания «Роснефть» временно приостановила подготовительные работы по проекту Приморского нефтеперерабатывающего завода (ПНПЗ). По информации «НГ», поводом для этого стали настоятельные требования дальневосточных ученых и экологов о переносе площадки будущего завода. Эксперты полагают, что отсрочка связана с бесперспективностью строительства, но другие инвестиционные проекты погубят уникальную природу заповедной территории.
В дирекции ПНПЗ от комментариев отказываются, уточняя, что проект находится в комиссии Государственной экологической экспертизы. Но то, что у завода могут быть проблемы со сбытом, косвенно подтвердил вице-премьер, председатель совета директоров «Роснефти» Игорь Сечин, побывавший в декабре 2009 года на запуске нефтеналивного терминала в Козьмино. «О точных сроках начала строительства говорить рано. Решения должны быть связаны с гарантией сбыта. Мы анализируем внутренние потребности региона, а также возможности экспорта», – сказал вице-премьер.
Но ученые и экологи не намерены расслабляться. Для будущего нефтеперерабатывающего завода проектировщики – ОАО «Омскнефтехимпроект» – и заказчики присмотрели в Приморье площадку в районе залива Петра Великого, рядом с морским заказником «Залив Восток». Президиум Дальневосточного отделения РАН вынес вердикт, что строительство здесь нефтеперегонного завода и его морского терминала будет убийственным для природы. Береговая линия заказника окажется в километре от ПНПЗ, сам терминал расположится в 500 метрах от его морской границы. Вплотную к землям особой природной зоны будет проложена труба нефтепровода, способная перекачивать до 20 млн. тонн сырья.
«Залив Восток» – уникальная и перспективная рекреационная зона, не уступающая Сочи, здесь находится гигантское число краснокнижных животных и растений, а здешние воды – это роддом для более 65 видов морских животных и промысловых рыб, – рассказал «НГ» заместитель председателя Координационного совета по проблемам экологии Приморья Дмитрий Вышкварцев. – Здесь подходящие места для промышленного выращивания марикультуры, а не строительства губительного производства. С потенциальных морских огородов можно будет собирать до 270 тысяч тонн трепанга, мидий, гребешка и т.д. И дать около 87 тысяч рабочих мест. Завод же сможет предложить работу лишь четырем тысячам человек». Ученые опасаются, что нефтепереработка поставит крест на подобной перспективе. Нефтяные пятна, неизбежные при перекачке нефти, течением будут выноситься в воды заказника.
По мнению собеседника «НГ», проходящие в этом районе циклонические морские течения входят в бухту мимо предполагаемого терминала. Между тем при перегрузке нефтепродуктов проектировщики предусмотрели штатные разливы до 1,5 тыс. тонн. Предложенная схема размещения ПНПЗ не только наполнит бухту смертоносными веществами, но и повлияет на водообмен, приведет к опреснению вод и погубит существующую здесь флору и фауну.
Загрязнение будет идти с моря и воздуха. Плановые вредные выбросы в атмосферу составят от 23 до 58 тыс. тонн в год (150 тонн в сутки) в радиусе 6–8 км. Но в ветреную погоду территория загрязнения увеличится до 50 км. Главный научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН профессор Борис Преображенский обращает внимание, что строить ПНПЗ собираются в районе геологического разлома, где могут случиться землетрясения до 7–8 баллов и цунами. Последний толчок магнитудой в 6,7 балла был отмечен на границе южного Приморья, Северной Кореи и Китая 18 февраля этого года. «Глубина моря в этом районе не превышает 16 метров, расстояние между днищем подходящих к заводу судов и морским дном проектировщики заложили в 1,5–1,7 метра, а максимальную высоту волны – 5 метров. Но в случае цунами перепад высот больше, и если судно поднимется на километровой волне, что и бывает при цунами, то оно неизбежно ударится о грунт. И таких волн во время стихии бывает не менее шести», – продолжает Борис Преображенский.
Ученые не против развития Приморья и нефтеперегонного производства, они лишь предлагают выбрать под него другую «черную» точку на карте Приморья – район поселка Хмыловка, где создано хранилище нефтепорта Козьмино, есть причалы для загрузки танкеров и т.д. Но, по мнению проектировщиков, в этой бухте нет перспектив для наращивания мощностей ПНПЗ. «Строительство завода в заливе Петра Великого, по предварительным расчетам, обойдется в 300 миллионов долларов, а экономия от его возведения на предлагаемой нами площадке составит не менее 30 миллионов, – утверждает Дмитрий Вышкварцев. – К тому же порт в Находке после переоборудования стал бы самым мощным в регионе. Ведь сейчас на Дальнем Востоке нет ни одного порта, который перерабатывал бы 100 миллионов тонн груза в год, и строительство еще одного «малыша» неразумно».
Отношение в Приморье к будущей нефтепереработке неоднозначное. Представители власти видят в нем толчок для развития края, новые рабочие места и перспективы. По мнению доктора экономических наук, профессора Александра Латкина, благодаря собственному НПЗ край может получать качественное топливо по низкой цене. При этом, отвечая на вопрос, сможет ли Приморье привлечь азиатские страны для покупки наших нефтепродуктов, эксперт не дает однозначного ответа: «Соседям выгоднее покупать сырье у нас и перерабатывать, и, может быть, даже Япония не будет покупать приморский бензин или авиационный керосин. Но есть еще Дальний Восток, который в год потребляет 10–15 миллионов тонн жидкого топлива. Автомобилизация нарастает, значит, вырастет спрос».
Директор Института экономических исследований Дальневосточного отделения РАН Павел Минакир сомневается в целесообразности приморской нефтеперегонки. Эксперт уверен, что обновленный НПЗ в Комсомольске-на-Амуре и модернизируемый завод в Хабаровске удовлетворят нужды дальневосточников. А потенциальные потребители АТР ждут из России лишь сырье для загрузки собственных производств.
Кстати, претензии у приморских экологов и ученых есть не только к ПНПЗ, но и к другим проектам, затеянным в Приморье к саммиту АТЭС 2012 года, – строительству Уссурийской ТЭЦ, прокладке дороги поселок Новый – полуостров Де-Фриз – Седанка, Хасанской ветки газопровода Сахалин–Хабаровск–Владивосток (см. «НГ» от 21.01.10).
«Наша задача – чтобы аргументы ученых и выводы президиума ДВО РАН дошли до членов Государственной экологической экспертизы, – замечает директор приморского природоохранного фонда «Феникс» Сергей Березнюк. – Есть подозрение, что направленные в Ростехнадзор, в Минприроды, президенту и премьеру документы могли не попасть туда. А сомнительные выводы проектировщиков и «Роснефти» обязательно дойдут до нужных структур». Впрочем, в Приморье поговаривают, что на ответвление газопровода, которое проляжет через заповедник, территорию обитания дальневосточного леопарда и нерестовые реки, уже пришло положительное заключение. «Если это так, то нам остается подавать в суд и обращаться в международные организации, которые кредитуют строительство, писать президенту. На премьера Владимира Путина надежды нет, ведь именно он как-то намекнул, что экологические организации – это прикрытие для шпионов», – сказал «НГ» Борис Преображенский. По мнению эксперта, Приморье стоит перед «нарастающим валом губительных проектов, рассчитанных на то, чтобы быстро сорвать с окружающей среды как можно большую прибыль и забыть об этом крае». «Такое впечатление, что Приморье готовят к сдаче соседям... Китаю, не знаю, кому еще», – сказал собеседник «НГ».
Владивосток