Владимир Артяков (в центре) и Виктор Басаргин (справа) уверены в способности Самарской области реализовывать самые амбициозные проекты.
Фото Юлии Рубцовой
Экспертный совет по региональной инвестиционной политике при Минрегионе РФ начал свою работу с презентации возможностей одного из лидеров российской экономики – Самарской области. Ее экономические перспективы совету представил губернатор Владимир Артяков, который пообещал взять на себя все административные барьеры, способные появиться перед инвесторами.
Владимир Артяков стал первым губернатором, представляющим свой регион Экспертному совету по региональной инвестиционной политике, и считает, что Самарская область – один из конкурентоспособных и привлекательных для инвесторов регионов России.
О высоком уровне готовности Самарской области к развитию бизнес-проектов любой сложности говорил и глава Министерства регионального развития РФ Виктор Басаргин. «На заседаниях Экспертного совета по региональной инвестиционной политике мы будем рассматривать разные субъекты Федерации, но Самарская область – не случайно первый из них. Здесь сконцентрировано много высокотехнологичных производств, создана необходимая инфраструктура, обеспечена прозрачность инвестиций и есть профессиональные кадры, способные развивать регион», – считает руководитель Минрегиона РФ.
Глава Самарской области рассказал Экспертному совету о более чем десятке инвестиционных проектов, в которых могут участвовать предприниматели – как российские, так и зарубежные. Среди знаковых – проект создания особой экономической зоны промышленно-производственного типа в Ставропольском районе, инвестиции в который составят примерно 55,2 млрд. руб. В результате реализации проекта планируется создать 16,5 тыс. постоянных высокотехнологичных рабочих мест. По словам Владимира Артякова, сейчас проект находится в высокой степени готовности, тем не менее поиск заинтересованных инвесторов продолжается.
Еще один значимый проект – строительство завода по производству лекарственных средств мощностью до 200 млн. таблеток в год. Запуск этого предприятия позволит увеличить долю отечественных препаратов на фармацевтическом рынке с нынешних 30 до 50%. Ожидается, что замещение импортных лекарств российскими аналогами в конечном счете приведет к снижению цен на медицинские препараты.
Также на территории региона предполагается разместить инновационный технопарк и IT-парк «Жигулевская долина». Первый парк будет специализироваться на авиационно-космических технологиях, автокомпонентах, биотехническом и медицинском оборудовании. Второй парк займется разработкой и внедрением современных технологий в автомобилестроение, промышленное производство и подготовкой специалистов.
Владимир Артяков также представил еще несколько проектов в нефтехимическом производстве, АПК и других отраслях, подчеркнув, что на этом предложения для инвесторов не заканчиваются.
Руководитель Самарской области гарантировал равные условия для всех инвесторов, которых, кроме того, региональные власти готовы поддержать рядом преференций. Так, инвесторы могут получить субсидии на развитие коммунальной инфраструктуры и обучение персонала и компенсацию части процентной ставки по кредитам. Предполагается освобождение бизнеса от арендной платы за земельные участки, на которых будут реализованы инвестиционные проекты, предусматривающие создание не менее ста рабочих мест. Особый набор льгот ожидает инвесторов, которые будут размещаться в особой экономической зоне и технопарках. Резидентам предлагаются нулевые ставки НДС и таможенной пошлины на ввоз оборудования, нулевой транспортный, земельный и налог на имущество, а также налог на прибыль, ограниченный 13,5%.
По словам Владимира Артякова, к приему инвесторов уже сегодня готова транспортная инфраструктура региона, модернизация которой тем не менее продолжается. В частности, в самарском международном аэропорту «Курумоч» с 2007 года идут работы по модернизации и реконструкции. В ближайшей перспективе – развитие сектора бюджетных авиаперевозок. «В 2010 году правительство Самарской области и аэропорт «Курумоч» планируют создать авиакомпанию, которая позволит осуществлять авиаперевозки, в том числе отечественными самолетами Ан-148, по ценам, которые будут максимально приближены к стоимости проезда железнодорожным транспортом», – сообщил Владимир Артяков.
На заседании экспертного совета обсуждались также и перспективы моногородов. Самарское руководство подготовило программу по снижению напряженности на рынке труда в 2010 году, в том числе в городском округе в Тольятти. Как сообщил губернатор Самарской области, работники «АвтоВАЗа» за бюджетный счет пройдут переобучение по профессиям, которые востребованы для реализации различных инвестиционных проектов. По словам Виктора Басаргина, Тольятти – один из первостепенных моногородов, судьбой которого занимается Министерство регионального развития, а Владимир Артяков напомнил о разработанном правительством области совместно с федеральными ведомствами комплексном плане модернизации Тольятти на период до 2020 года. «Реализация плана позволит диверсифицировать и модернизировать экономику Тольятти, создать более 42 тысяч постоянных высокотехнологичных и конкурентоспособных рабочих мест, обеспечить эффективную занятость и рост доходов населения», – считает самарский губернатор. Согласно его оценке, реализация всех намеченных планов по модернизации области, а также реализация инвестиционных проектов позволит вывести Тольятти из категории моногородов.
Как человек, хорошо знакомый с российской машиностроительной отраслью, Владимир Артяков выдвинул инициативу, которая должна, по его мнению, помочь развитию отечественных производителей автокомпонентов. Глава Самарской области предложил законодательно ограничить вхождение иностранного капитала в производство автокомпонентов в РФ так, чтобы иностранные производители могли участвовать в нем только путем создания совместных предприятий в равных долях с российскими компаниями. «Предлагаем установить законодательные ограничения форм вхождения иностранного капитала на территорию России в сфере производства автокомпонентов исключительно через создание совместных предприятий с российскими компаниями. Положительный опыт подобной практики имеется в Китае. Когда в КНР приходит инвестор, он строит новое производство на существующих мощностях. А у нас предприятий, занятых в этом секторе экономики, более 300», – считает самарский губернатор.
Представители ключевых предприятий автопрома поддержали инициативу Владимира Артякова. В частности, председатель правления ОАО «Объединенные автомобильные технологии» Владимир Аветисян отметил: «Создание совместных предприятий – возможность для отечественных производителей автокомпонентов получить действительно передовые современные технологии. Производственные мощности и квалифицированные специалисты у нас есть. Важно, чтобы автомобили мировых брендов, собираемые в России, оснащались комплектами, производимыми в нашей стране. Научимся делать для них – научимся делать и для себя».
Кроме того, губернатор Самарской области предложил внести изменения в правила формирования и использования бюджетных ассигнований инвестфонда РФ и уменьшить планку стоимости региональных инвестиционных проектов до 250 млн. руб.
«Кризис не вечен, и те, кто начнет сегодня работать на территории Самарской области, скоро станут лидерами, остальным придется бороться за уже занятые места. Потенциал у региона огромный, а предполагаемые риски мы готовы разделить с инвесторами», – заявил самарский губернатор. Более того, Артяков пообещал, что будет лично курировать инвестиционные проекты: «Я считаю, что в нынешних условиях такая практика должна быть. Все административные барьеры я беру на себя».