Сейчас на стройках саммита работают в основном машины импортной сборки.
Фото с сайта www.apec2012.ru
Строителям объектов саммита стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) 2012 года и устроителям мероприятия рекомендуют закупать технику местного автосборочного производства. В Минрегионразвития РФ такой выбор считают поддержкой отечественного производителя. Эксперты не видят в этом экономической целесообразности, расценивая предложение как административное давление.
Заместитель главы Минрегионразвития Роман Панов передал рекомендацию заказчикам, застройщикам, генподрядным и субподрядным организациям, работающим на объектах саммита, приобретать машины регионального автопрома за счет средств федерального бюджета. Рекомендация прозвучала на заседании межведомственного оперативного штаба по подготовке к проведению форума, проходившего в ФГУ «Дальневосточная дирекция Минрегионразвития РФ». В приобретении парка легковых авто для гостей саммита также необходимо ориентироваться на местное автопроизводство. Проконтролирует процесс дирекция. Под приморским автопромом подразумевается запущенный во Владивостоке конце 2009 года завод ООО «Соллерс – Дальний Восток».
«У нас есть поручение председателя правительства, зафиксированное протоколом совещания в Хабаровске в 2009 году и подтвержденное протоколом заседания во Владивостоке, о необходимости оказания содействия тем отечественным автосборочным производствам, которые работают на территории Приморского края, – цитируют наставление Романа Панова приморские СМИ. – У «Соллерс» есть различные программы кредитования, достаточно гибкие, лизинг. Начинайте сотрудничать. Пока агитируем, скоро будем спрашивать».
Решение о создании в крае автосборочного производства было принято весной 2009 года. Соглашение о выделении Внешэкономбанком «Соллерсу» 5 млрд. руб. кредита было подписано 31 июля 2009 года на совещании в Хабаровске во время приезда сюда премьер-министра Владимира Путина. Деньги нужны были в том числе для снижения логистических затрат и развития партнерства с японским концерном Isuzu. В сентябре прошлого года «Соллерс» получил первый транш, а чуть позже началось обустройство автосборочного конвейера в цехе обанкротившегося «Дальзавода». Первый автомобиль производители спустили с конвейера 29 декабря 2009 года в присутствии Владимира Путина. На следующий же день завод ушел на длительные каникулы.
Между тем на «Соллерс – Дальний Восток» собираются только внедорожники SsangYong – Kyron и Rexton. Строительная и прочая тяжелая техника выпускается в Елабуге. По словам руководителя департамента компании по связям с общественностью и коммуникациям Варвары Насырь, автопроизводители могут предложить лишь три модели, которые подходят для строек объектов саммита АТЭС: седельный тягач, самосвал и бетоносмеситель. Стоимость машин в Приморье составит от 3 до 3,7 млн. руб.
«Сколько необходимо будет техники строителям, столько и поставим», – заверила «НГ» Варвара Насырь. По подсчетам менеджеров, речь может идти не о тысячах, а о нескольких сотнях машин. Но сейчас на складе во Владивостоке есть лишь тягачи, остальную технику могут поставить заказчикам не раньше, чем через два месяца. Пока грузовую технику закупают, в том числе у «Соллерса», лишь две организации: строящие переход на остров Русский через пролив Босфор Восточный и возводящие на острове Дальневосточный федеральный университет. Остальные предпочитают машины импортной сборки.
В Тихоокеанской мостостроительной компании (ТМК) приоритет отдают китайскому, корейскому и японскому автопрому. «Мы покупали немало техники, необходимой при строительстве моста, прокладке и строительстве автотрасс и других наших объектов, – японские и китайские бульдозеры, экскаваторы, китайские 300–500-тонные краны и т.д., – сказал «НГ» первый заместитель гендиректора ТМК Владимир Мещеряков. – Если эти машины хорошие, то почему их не брать? Устраивает соотношение цены и качества, гарантия на нее и работающие сервисные пункты». Гендиректор ООО «Соллерс – Дальний Восток» Андрей Корнейчук, в свою очередь, полагает, что «строители и дальше могут эксплуатировать китайскую технику, которую они чинят каждые две недели». По его словам, за все время эксплуатации грузовиков, спущенных с конвейера «Соллерса», поломок не было. Руководство завода уверяет, что автомобили Isuzu экономичны в эксплуатации и оправдывают свою стоимость, ведь даже на подержанные машины сохраняются высокие цены. Причем уже после четырех лет эксплуатации покупатель сможет вернуть до 45% первоначальной стоимости.
Как удалось выяснить «НГ», машины, подобные выпускаемым «Соллерсом» моделям, почти не ввозятся во Владивосток из Японии – дорого. А подержанные тягачи или самосвалы оттуда обходятся покупателям дешевле отечественных.
Директор Тихоокеанского центра стратегических разработок Михаил Терский считает, что в рекомендациях закупать продукцию отечественного автопрома мало экономической целесообразности, а сами они походят на административное и политическое давление. «Правительство, похоже, озабочено тем, как «Соллерс», взяв 5 миллиардов рублей кредита, будет его отдавать», – сказал «НГ» эксперт.
Владивосток