Последние сводки с Северного Кавказа свидетельствуют, что в регионе опять начинаются, по сути, полномасштабные боевые действия. При этом противоборствующие стороны применяют самое современное оружие и способы вооруженной борьбы. Судя по всему, со скорым появлением «зеленки» ситуация обострится еще больше.
В Чечне на днях в нескольких километров к югу от села Комсомольское в ходе боестолкновения с участниками незаконного вооруженного формирования (НВФ), насчитывающего до 15 бандитов, федеральные силы впервые в этом году применили артиллерию. А в минувшую пятницу в Дагестане служебный бронированный с пуленепробиваемыми стеклами автомобиль «Волга» начальника УВД города Махачкалы Ахмеда Магомедова и сопровождавшая его машина охраны были расстреляны боевиками с использованием автомата Калашникова и пулемета ПКМ (пулемет Калашникова модернизированный), причем огонь вели довольно дефицитными бронебойно-зажигательными патронами. В итоге погибли Ахмед Магомедов и несколько милиционеров.
Возникает вопрос: откуда у боевиков бронебойно-зажигательные снаряды? На этот вопрос должно ответить следствие. Для экспертов не секрет, что бронебойно-зажигательные и повышенной пробиваемости патроны являются наиболее дефицитными на нелегальных рынках вооружений. В Российской армии на артиллерийских складах они хранятся отдельно и выдаются по особой ведомости только на случай реальных боевых действий. При учебных стрельбах применяются только патроны с обыкновенными и трассирующими пулями. Можно допустить, что бронебойно-зажигательные патроны попали к боевикам из российских арсеналов. Хотя есть вероятность того, что они имеют и грузинскую «прописку». По номерам на гильзах, которые, как и лента от ПКМ, были оставлены на месте преступления в Махачкале, следствие должно выяснить, откуда эти боеприпасы оказались у боевиков. Хотя сам факт их применения говорит о том, что боевики в Дагестане, как и в других регионах Северного Кавказа, настроены весьма решительно.
По сообщениям источников в силовых структурах, которых цитируют СМИ, батарея из состава соединений Минобороны (как минимум восемь 122-миллиметровых гаубиц), дислоцированных в Чечне, длительное время зачищала квадрат, где предположительно скрывались боевики. Следует напомнить, что от массового применения артиллерии войска отказались еще в 2006 году, тем самым демонстрируя, что период активных боевых действий в республике закончен. Сейчас, похоже, вновь вернулись к практике стрельбы по площадям. Впрочем, с учетом возможного неверного целеуказания, а также использования боевиками всевозможных укрытий (блиндажей, пещер и т.п.) говорить об эффективности такой стрельбы не приходится. Это подтвердили и потери, которые понесли федеральные силы в схватке с участниками НВФ в районе Комсомольского. Как сообщает сайт «Кавказский узел», в ходе завязавшейся перестрелки погибли четверо военнослужащих, а еще четверо, в том числе два офицера, получили ранения различной степени тяжести. Отмечается, что банда была блокирована, а квадрат, где предположительно находились боевики, был подвергнут огневому удару артиллерии. «Спустя какое-то время бандгруппа предприняла попытку вырваться из окружения и произошло еще одно вооруженное столкновение с военными, в ходе которого погиб один военнослужащий, а еще двое ранены. Спецоперация в этом районе продолжается», – отмечает «Кавказский узел».
Заметим, что первоначально операцию под селом Комсомольское президент Чечни Рамзан Кадыров охарактеризовал как довольно успешную – «убиты шесть участников вооруженного подполья, в том числе один арабский наемник». По словам главы республики, ее проводили сотрудники местных силовых структур, УФСБ и военнослужащие батальона спецназа Внутренних войск МВД России «Север». И лишь потом источники в Башкирии сообщили, что в операции погибли четверо военнослужащих уфимского отряда спецназа Внутренних войск МВД РФ, а еще четверо из них были ранены. Таким образом, в боестолкновении в Чечне погибли в основном прикомандированные сотрудники МВД. Среди бойцов батальона «Север», укомплектованного, как известно, чеченцами, потерь нет.