Небольшого взрыва хватило, чтобы парализовать движение поездов у Балтийского вокзала.
Фото Reuters
В ночь с 1 на 2 февраля в Петербурге прогремел взрыв – объектом нападения опять стала железная дорога. Преступники выбрали участок пути на перегоне Броневая–Лигово, по которому организовано движение пригородных электропоездов. На этот раз взрывное устройство было заложено не в пустынном районе, как в случае с «Невским экспрессом», а непосредственно в черте города.
Взрыв прогремел около половины пятого утра. В этот момент по заминированному участку двигалась мотодрезина. Небольшое взрывное устройство, мощность которого в тротиловом эквиваленте составляла порядка 200 граммов, повредило рельс и причинило незначительный ущерб мотодрезине. В результате пострадал машинист – он был госпитализирован с небольшой травмой ноги. На месте взрыва образовалась воронка диаметром около метра. Опасения, что в результате подрыва могла пострадать расположенная неподалеку Автовская ТЭЦ, оказались беспочвенными – мощность бомбы была слишком мала для причинения значительного ущерба.
Впрочем, небольшого взрыва было достаточно для того, чтобы на Балтийском вокзале, с которого по данному направлению следуют поезда, воцарился хаос. Люди, которые утром отправляются с вокзала на электричках, были удивлены сообщением, что поезда по техническим причинам не ходят. На вокзале и подступах к нему собрались толпы пассажиров, которым пришлось искать другие пути движения к пунктам назначения. Несмотря на то что о взрыве официально не объявляли, слух о происшедшем быстро распространился среди людей. В итоге большая часть пассажиров была вынуждена выстраиваться в огромные очереди на автобусы и маршрутки. Движение поездов было частично восстановлено ближе к полудню – составы пустили по другой ветке.
Примерно в то же время взрывотехники закончили работу на месте происшествия, и за дело взялись ремонтные бригады. В поисках следов преступления и возможных свидетелей территорию прочесывали сотрудники правоохранительных органов. Показания давали рабочие близлежащих строек.
Следственные органы не сразу определились с квалификацией преступления. Руководитель Северо-Западного Следственного управления на транспорте Анатолий Квашнин сообщил, что следственные органы рассматривают теракт как основную версию взрыва. В Следственном комитете, в свою очередь, заявили, что теракт не является основной версией. «Появившаяся информация о террористическом акте скорее всего не соответствует действительности, хотя она, конечно, и будет проверяться в рамках уголовного дела, – заявил официальный представитель СКП РФ Владимир Маркин. – Судя по картине преступлений и предварительным данным следствия, злоумышленники преследовали совершенно другие цели. Преступники, готовившие и осуществившие взрыв, скорее всего преследовали цель лишь наделать много шума и привлечь внимание средств массовой информации».
В итоге, по официальным данным, следственное управление на транспорте возбудило уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 222 УК РФ (незаконный оборот оружия и взрывчатых веществ). На момент подписания номера в печать вопрос о возбуждении дела по статье 205 (терроризм) не был решен, хотя источники «НГ» в прокуратуре подтвердили, что эта версия остается в силе.
Санкт-Петербург