Хиллари Клинтон до сих пор вспоминает теплую встречу в Татарстане.
Фото с сайта президента Татарстана
Официальные информагентства Татарстана активно тиражируют письмо государственного секретаря США Хиллари Клинтон, адресованное президенту республики Минтимеру Шаймиеву. Глава американского внешнеполитического ведомства, в октябре с.г. побывавшая в Казани, пишет: «Я была рада встрече с Вами, господин Шаймиев, и получила удовольствие от возможности увидеть красивый Казанский кремль. Я желаю Татарстану блестящего будущего и надеюсь скоро вернуться». Письмо Клинтон в Казани читали с радостью: за последнее время это еще один важный знак симпатии США к одному из ключевых российских регионов.
Внимание к Татарстану со стороны США усилилось после признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии. Тогда некоторые идеологи татарского национального движения провозгласили, что Татарстан ближе чем когда-либо подошел к суверенитету. Обоснование тому нашли простое: РФ, признав самостоятельность отколовшихся от Грузии территорий, открыла ящик Пандоры. Теперь якобы США и Евросоюз могут по той же схеме признать независимость регионов внутри самой России. Словно в подтверждение этому в декабре 2008 года в США было сформировано «правительство Татарстана в изгнании», которое возглавил гражданин Соединенных Штатов Вил Мирзаянов (российский ученый, получивший политическое убежище на Западе). Кроме Мирзаянова в правительство вошли двое граждан Германии и подданный Турции. Самопровозглашенное правительство первым делом обратилось к ООН с требованием признать независимость Татарстана по образцу Косово, Абхазии и Южной Осетии.
Дальнейшая хронология бурного «романа» между США и Татарстаном, развернувшегося в 2009 году, примерно такова.
В марте Татарстан посетила большая делегация представителей Государственного департамента США. Этот визит в прессе широко не освещался. Дипломаты проехали почти всю республику, встречались с исламским духовенством, лидерами национальных движений и, конечно, с руководителями региона. Прежде татарстанско-американские отношения ограничивались лишь контактами с представителями посольства, которые время от времени посещали республику: здесь они спонсируют гуманитарные и образовательные программы, например программу «Толерантный Татарстан».
В июле президент США Барак Обама упомянул Казань в речи перед выпускниками Российской экономической школы. Хотя выступление американского лидера носило характер больше лирический, чем политический (он вспоминал о совместной борьбе наших стран с фашизмом), эксперты восприняли упоминание столицы Татарстана как знак особого внимания.
И вот в октябре в Казань прибыла Хиллари Клинтон. Впервые в истории российско-американских отношений государственный секретарь США, посещая РФ, выехала за пределы Москвы и Петербурга.
Еще одним знаковым событием стала публикация списка 500 самых влиятельных мусульман мира в конце ноября. Американская неправительственная организация «Центр мусульмано-христианского взаимопонимания принца Аль-Валид бин Таляля», которая существует при Джорджтаунском университете (округ Колумбия), в рейтинг включила и президента Татарстана. Вместе с Минтимером Шаймиевым в «каталог правоверных» попали глава Чечни Рамзан Кадыров, председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин и двое «повстанцев» – Ахмед Евлоев из Ингушетии и Доку Умаров из Чечни. Президенту Татарстана уделили самое большое внимание из пятерки россиян. Примечательно, что Шаймиев является атеистом и не исповедует ни одной религии, в чем неоднократно сам публично признавался.
В итоге за последний год Татарстану со стороны США оказано больше внимания, чем за все минувшее десятилетие. Не случайно, когда Хиллари Клинтон анонсировала, что намеревается посетить с визитом Татарстан, один из американских журналистов спросил, не связан ли ее визит в Казань с растущим вниманием Америки к Татарстану и российскому мусульманскому населению в ожидании распада РФ. В США поспешили откреститься от этих мотивов, но ясного объяснения, чем привлекает Татарстан Америку, добиться не удалось ни до, ни после визита Клинтон.
В самом Татарстане не скрывают, что довольны растущим вниманием Соединенных Штатов. Клинтон обещала, что отныне будет советоваться с главой республики по некоторым внешнеполитическим вопросам. Во-первых, это поднимает статус республики и лично Минтимера Шаймиева на небывалую высоту. Во-вторых, полученные в этой игре дивиденды можно с успехом использовать во внутриполитических делах. Прежде всего во взаимоотношениях с федеральным Центром. Конечно же, официальное руководство Татарстана не стремится к отделению от России, но предстоящие весной события потребуют от руководства республики таких аргументов, которые позволят вести разговор с федеральным Центром на равных. В марте 2010 года, как известно, у президента Татарстана заканчивается срок полномочий, и сегодня ситуация в Татарстане напоминает время ухода Бориса Ельцина: в случае ухода Минтимеру Шаймиеву необходимо, чтобы Кремль назначил на пост президента только ему угодную кандидатуру. Главе республики потребуются те же гарантии, что и первому президенту РФ, а потому в политической игре, где на кону стоит влияние на Татарстан, пригодятся любые козыри. Даже те, что были вольно или невольно подкинуты США.
Казань