В Арзамасе Нижегородской области закрыт муниципальный Театр оперы. В городском бюджете не нашлось денег на его содержание. Решение о закрытии принято городской Думой и мэрией Арзамаса, так что в театре уже начата процедура ликвидации, спектакли отменены. «Это уникальный театр, единственный провинциальный оперный театр в России, – сообщил «НГ» его директор Вячеслав Усманов. – Говорят, в Германии есть города в 150 тысяч жителей, где действует оперный театр. Но у нас он – единственный┘ был».
Театр появился в 1947 году как самодеятельный, с постановки «Евгения Онегина». В советские годы получил звание народного. А с 1994-го стал уже профессиональным театром. Поставил за полтора десятка лет 13 опер («Риголетто», «Травиату» и «Трубадура» Верди, «Севильского цирюльника» Россини и другие), девять оперетт, более 20 детских мюзиклов. Ежемесячно до последнего времени театр давал от 13 до 22 представлений.
Еще в 2000 году начался ремонт здания, где театр традиционно давал свои спектакли, – это особняк в центре города. С тех пор ремонт так и не окончен, и театр вынужден арендовать сцену ДК – единственную в городе, подходящую для оперы. По словам Вячеслава Усманова, цена аренды там достаточно велика, так что более двух третей собранных средств со спектакля уходит арендодателю. Годовой бюджет театра – 9 млн. руб. «В последние годы из бюджета оплачивалась в основном только заработная плата. Практически всю коммуналку мы платили сами», – сообщил директор.
Вообще финансирование театров в Нижегородской области сокращается в течение всего нынешнего года. С января закрыты курсы актерского мастерства РАТИ-ГИТИС, поскольку областные власти перестали выделять на них деньги. «С одной стороны, я понимаю, что происходит сокращение бюджета, а значит, надо ставить спектакли, которые приносят большую прибыль. Но с другой – надо думать и о качестве спектаклей, – считает директор Нижегородского театра оперы и балета им. Пушкина Анна Ермакова. – Мы сегодня рассматриваемся как организация, которая оказывает услуги населению. Обидно это слушать солистам оперы, которые всю жизнь думали, что они служат высокому искусству».
«Ситуация в Арзамасе типична для всей области. В региональном бюджете сокращено финансирование действующих объектов культуры, особенно на селе, статьи о строительстве новых объектов вообще исключены, – рассказал «НГ» депутат областной Думы коммунист Вячеслав Егоров. – Полностью исключена и статья по обеспечению пожарной безопасности учреждений культуры, это 20 миллионов рублей. Между тем развитие культуры напрямую связано с ее финансированием. Муниципалитеты, на которые перелагаются обязанности по содержанию объектов культуры, конечно, с этим справиться сегодня не в состоянии, даже в Нижнем Новгороде».
Кстати, в областном центре уже несколько лет как закрыт ДК имени Ленина, где прежде действовали разнообразные студии и кружки: в последние годы его здание находится в аварийном состоянии и уже вряд ли вообще подлежит ремонту.
Примечательно, что, не ведая о ситуации в Арзамасе, секретарь регионального отделения «Единой России» Александр Тимофеев, вернувшись со съезда партии, произнес как раз в тему: «Правильно было сказано на съезде: если однажды закроется театр, то через несколько дней придется строить новую тюрьму. То есть мы должны уделять внимание культуре и нашему культурному образованию».
Арзамасцы, пытаясь отстоять популярный театр, уже написали письма президенту и губернатору. А газета «Арзамасские вести» в статье в защиту театра процитировала Горького: «Городок Арзамас. В нем 36 церквей и ни одной библиотеки». Заметив, что такая же ситуация, увы, может повториться теперь, в начале XXI века.
Нижний Новгород