О том, как в период кризиса машиностроители решают свои проблемы, корреспонденту «НГ» рассказал управляющий директор Тюменского судостроительного завода (ТСЗ) – филиала ЗАО «УрБО» Сергей Лузгин.
– Насколько серьезно кризис задел ваше предприятие?
– Дело в том, что этот кризис системный, поэтому он не мог не коснуться и завода. Прежде всего это проявилось, конечно, в части формирования портфеля заказов – как по объемам, так и по времени. Но по итогам 10 месяцев я бы не сказал, что спрос упал. Как мы спланировали годовые показатели, так, в общем-то, и получается. При этом можно даже сказать, что среднесрочная динамика положительная. Имел место локальный краткосрочный спад спроса, но стратегического снижения не произошло. В то же время сейчас в связи с выходом на рынок китайских производителей резко обострилась ценовая конкуренция. Поэтому мы на ТСЗ были вынуждены провести оптимизацию затрат. Нам достались нормативы, разработанные еще при социализме. В частности, один человек имел право руководить не более чем 25 подчиненными, что резко увеличивало численность управленческого состава и приводило к высокой себестоимости продукции. Мы постарались снизить себестоимость за счет снижения затрат. Но сокращения коснулись главным образом вспомогательного персонала и управленцев.
– Насколько сократился в процентном отношении трудовой коллектив?
– На 12–15%.
– Насколько за счет этого удалось снизить себестоимость продукции?
– Себестоимость снизилась не менее чем на 10%. При этом надо учитывать, что сегодня ТСЗ начал работать в полную силу. Мы здесь, в Тюмени, освоили уже более 100 новых наименований деталей и узлов сборочных единиц. Сейчас из 1400 тонн общего веса буровой 2/3 приходится на продукцию ТСЗ.
– Существует ли задолженность по зарплате перед трудовым коллективом?
– Нет.
– Насколько конкурентоспособна продукция завода по сравнению с зарубежными аналогами?
– В технологической части мы ни от кого не отстаем. Может, наши буровые выглядят не так изящно, как у ряда зарубежных производителей. В свое время при разработке буровых установок от конструкторов требовалось сделать надежную буровую, которая могла бы отработать, скажем, в условиях Крайнего Севера не менее 30 лет. Сегодня условия меняются. Требования у буровиков стали другими, и мы много внимания уделяем и дизайну, и комфорту тех, кто на этих станках будет работать. В частности, мы уже делаем на буровых такие помещения, что в них люди зимой ходят в рубашках. В нашем деле необходимо постоянно двигаться вперед, играть на опережение, иначе безнадежно проиграешь. Если не производить нового, лучшего по сравнению с тем, что делают конкуренты, тогда вообще не стоит работать.
ТСЗ – это филиал крупнейшего отечественного производителя бурового оборудования «Уралмаш-буровое оборудование» (ЗАО «УрБО»), которое входит в состав Группы компаний «Интегра». Конструкторское подразделение УрБО разрабатывает оборудование нового поколения, с учетом индивидуальных требований заказчика и тенденций рынка. Уникальна каждая модель буровой установки, созданной УрБО в 2005–2009 годах.
– Есть ли проблема с подбором кадров?
– Она у нас всегда есть, была и будет. У нас высокие требования с точки зрения профессионализма, знаний и опыта. Мы приглашаем специалистов из других городов, мониторим рынки, работаем с достаточно большим количеством кадровых агентств, начиная от Перми и заканчивая Тюменью. Также воспитываем и свои кадры – сейчас у нас на заводе уже почти 90% всех руководителей не старше 35 лет.
– Кадры ведь надо не только привлечь, но и удержать┘
– Безусловно, лояльность персонала важна. Помимо финансовой составляющей мы уделяем внимание и нематериальной: проводим спортивные соревнования, корпоративные мероприятия, отмечаем вместе государственные и профессиональные праздники: День Победы, День машиностроителя, День нефтяника. Стараемся уделять больше внимания и молодым специалистам, и ветеранам.
– Планируете развиваться и дальше?
– Мы верим, что большего падения объемов не будет. Пока требуется нефть, будет востребовано и бурение – разведочное, промысловое, – которое, в свою очередь, создает потребность в буровых станках. А раз так, значит, заказы будут. Но даже если допустить, что возникнет некое снижение на рынке бурового оборудования, то будем рассматривать варианты другой продукции. Возможен, например, вариант нашего присоединения к проекту «Урал промышленный – Урал полярный», где достаточно большие объемы по строительству дорог, мостов, эстакад, а следовательно, и потребность в разного рода металлоконструкциях, которые мы можем делать уже сегодня.