В деле о строительстве «Охта центра» появился новый поворот.
Фото Евгении Штоколовой (НГ-фото)
Как писала «НГ», в прошлый четверг министр культуры Александр Авдеев направил в Петербург, прокурору города и губернатору, заключение Росохранкультуры относительно строительства комплекса общественно-делового центра «Охта» с 403-метровым небоскребом. Документ, переданный по распоряжению губернатора юристам для ознакомления и подготовки ответа, оказался в распоряжении «НГ».
Напомним, губернатор Валентина Матвиенко была удивлена реакцией Министерства культуры. В субботу пресс-служба городской администрации цитировала ее слова: «Как только материалы придут, мы дадим свое юридическое заключение, и дальше, в установленном законом порядке, этот вопрос будет рассматриваться ведомствами, которые должны этим заниматься.
Считаю, что не надо нагнетать ситуацию. Дождемся документа, проанализируем, сделаем выводы и посмотрим, чья юридическая позиция будет более обоснованной». И дальше: «Мы не хотим и не собираемся делать ничего незаконного», – говорит Матвиенко.
Судя по документам, копиями которых располагает «НГ», при подготовке разрешения на строительство общественно-делового центра «Охта» и 403-метровой башни «Газпрома» как его архитектурной доминанты, нарушения допускались, причем не раз. Коротко говоря: при чтении пункта за пунктом складывается мнение, что некоторые решения правительства Санкт-Петербурга и даже недавно принятые законы города готовились под строительство «Охта центра», поскольку не обнаруживается никакой иной необходимости в пересмотре границ территорий объекта культурного наследия, параметров максимальной высоты застройки и т.д. и т.п.
Вот пример. В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 16.02.09 № 29-10 на карте градостроительного зонирования города должны быть отражены границы охраняемых территорий объектов культурного наследия. Естественно, эти границы должны совпадать с теми, которые установлены Законом же Санкт-Петербурга от 19.01 № 820-7 и согласованы с Росохранкультурой. Но на утвержденной февральским законом карте градостроительного зонирования не отражены границы шведской крепости 1611–1703 годов Ниеншанц с участками культурного слоя и грунтовым могильником. И вся территория свободна для застройки и хозяйственной деятельности. Естественно, нет указания на границы этого памятника и в утвержденном постановлении правительства Санкт-Петербурга от 31.03.09 № 367, согласно которому в состав зоны размещения первоочередных объектов комплекса общественно-делового центра «Охта» передан и участок с крепостью. А на этой территории вообще ничего нельзя строить, ни высотой 403 м, ни даже меньшей высотой. Эти земли не могут быть переданы для застройки и хозяйственной деятельности, поскольку относятся к землям историко-культурного назначения.
Как бы то ни было, 21 августа зампредседателя Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга господин Разумов утвердил План границ территории выявленного объекта культурного наследия «Ниеншанц (Охта 1) Шведская крепость 1611–1703: участки культурного слоя, грунтовый могильник», и в этом плане границы памятника сильно отличаются от тех, что были утверждены прежним законом Санкт-Петербурга, подписанным 19 января и согласованным с Росохранкультурой. Конечно – в сторону уменьшения: из состава охраняемой территории исключена вся центральная часть, вместо целого – две полоски земли, с восточной и с западной сторон.
Еще пример, свидетельствующий о том, что временами история приобретала черты драмы абсурда.
14 августа Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга уведомил Комитет по градостроительству и архитектуре Северной столицы письмом, что они «не имеют возможности оценить степень влияния запрашиваемого отклонения от предельных параметров на визуальное восприятие охраняемых панорам и видов Санкт-Петербурга». Однако, судя по материалам, подготовленным Росохранкультурой, и с этими самыми предельными параметрами развернулся настоящий детектив, с, если можно так сказать, гонкой по вертикали.
С Росохранкультурой, как отмечалось, был согласован январский закон, в соответствиии с которым предельные параметры высоты на этой территории – 40 метров, плюс-минус 10%, то есть плюс-минус еще 4 метра. Но уже 16 февраля новый закон Санкт-Петербурга разрешает максимальную высоту конька или плоской крыши до 100 м на всей территории земельного участка и локальное увеличение до 100 м в центре участка, которому сейчас присвоен кадастровый номер 78:11:6001А:34. Эти поправки, как и все другие, с Росохранкультурой согласовывать не стали.
Как известно, «локальное увеличение» в итоге добралось до 403 м. Хотя на указанной территории, судя по документам, локального отклонения вообще быть не может. То есть на территории памятника вообще не может быть никакого строительства, а вблизи него – не выше 40 м. Однако законы Петербурга, карты и правила пользования изменялись на протяжении года не раз, но ни разу эти изменения не согласовывались с Росохранкультурой.
Санкт-Петербург