Великий Конфуций говорил: «Небо и Земля разделены, но делают одно дело». После подписания 29 января 2008 года Соглашения о рациональном использовании и охране трансграничных вод от имени правительств РФ и КНР, перефразируя слова мудреца, можно было бы сказать: наши страны разделены, но делают одно дело по реабилитации угнетенной экосистемы Амура и бережному использованию его вод на законной основе. Но минувшие полтора года прошли без особых побед, больше того, китайской стороной с самого начала стали нарушаться отдельные пункты соглашения.
С 2006 года в приграничной полосе на территории КНР начались изыскания и подготовительные работы по строительству канала от реки Хайлар до озера Далайнор, по которому запланировано ежегодное изъятие более одного кубокилометра воды, которую не получит Аргунь, – а это треть ее стока в полноводные и 90% в маловодные годы. Администрация Читинской области, природоохранные организации, в том числе Всемирный фонд дикой природы, обращали внимание китайской стороны на скоропалительность этого решения. Но в конце 2008 года строительство канала началось без уведомления российской стороны. А как же соглашение? Пункт 8 части 2 гласит: «В целях использования и охраны трансграничных вод Стороны в предварительно согласованном порядке информируют друг друга об осуществляемых и планируемых водохозяйственных мероприятиях на трансграничных водах, способных привести к значительному трансграничному воздействию, а также принимают необходимые меры по предотвращению, ограничению и сокращению такого воздействия».
Российская нота, переданная китайской стороне 5 июня с.г., письмо министра природных ресурсов и экологии министру иностранных дел КНР, подписавшему соглашение, с озабоченностью и просьбой проинформировать о происходящем, остаются без внятных ответов.
Игнорирование Китаем интересов России, а также международной конвенции по сохранению биоразнообразия в этой ситуации видно четко. Эксплуатация канала негативно скажется на экосистеме поймы средней Аргуни, состоянии международного заповедника «Даурский». Здесь находится ключевой орнитологический биом международного значения. Приаргунские болота обеспечивают выживание 19 глобально угрожаемым видам птиц. Реализация проекта безвозвратного забора воды из Хайлара приведет к ухудшению водоснабжения поселений вдоль Аргуни, нарушению природной динамики стока самого Амура. Снизится биологическая продуктивность сельскохозяйственных угодий поймы и Приаргунья в целом, что усугубит социальное положение местного населения. Не поздоровится и озеру Далайнор. Приток в него сильно загрязненной воды из китайских городов, не имеющих очистных сооружений, негативно скажется на водно-болотных экосистемах озера и заповедного болота Эрка.
Самодеятельность КНР проявляется и на других приграничных участках. На верхнем Иртыше России не удалось договориться с Китаем и Казахстаном. Здесь воды реки Черный Иртыш почти полностью разбираются на китайской стороне, не доходя до Казахстана, а на территории Казахстана загрязнение Иртыша постоянно запредельное.
В планах Поднебесной – продолжать передел водных ресурсов по своему усмотрению. Китай готовится строить ГЭС на Амуре, использовать воды Амура, Аргуни и Уссури для замены истощенных и загрязненных подземных вод, ирригации, восстановления высыхающих болот и др. в провинциях северо-востока КНР. Что будет с Амуром, местными жителями, Пекин, похоже, не волнует. Пока Россия изо всех сил старается скорее дотянуть трубу от нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан до границы с соседом, китайский караван идет, не реагируя на наши озабоченности его односторонними действиями на Амуре и Аргуни.
Такое отношение соседа, настроенного, похоже, со временем заселить все российское Приамурье вплоть до Станового хребта (по стратегической границе в атласах Китая), можно объяснить постоянными уступками России: начиная с демаркации границы, благодаря которой КНР получила почти 1500 кв. км русской земли, последующей передачи островов у города Хабаровска и заканчивая ставшим постоянным плаванием китайских судов из Амура в Уссури через краевой центр. Что последует дальше, если наша власть будет все также уступать соседям в ущерб России? Вот и новый премьер Японии Юкио Хатояма надеется в течение полугода добиться прогресса на переговорах о Южных Курилах. А мы разве обещали вести их?