Вчера в Госдуме от губернатора Калининградской области Георгия Бооса настоятельно требовали вернуть 4 млрд. руб. Претензию выдвинула калининградская авиакомпания «КД-авиа» – с помощью думского комитета по транспорту. По версии предпринимателей, эти деньги были перечислены федеральным бюджетом на поддержку их фирмы, но областной бюджет отдавать средства отказывается. Однако атака на Бооса захлебнулась – на стороне регионального начальника оказались Минтранс и финансовый комитет ГД.
На вчерашнее заседание думского комитета по транспорту пришел замминистра транспорта Валерий Окулов, курирующий в ведомстве авиационную отрасль. Его речь была однозначной: компания сама виновата в проблемах, хотя государство в лице правительства сделало все, чтобы сохранить этого авиаперевозчика.
Между тем в профильном комитете ГД к тому времени был подготовлен иной проект решения. Его предварительный вариант выглядел как полнокровная поддержка претензий «КД-авиа». Достаточно отметить хотя бы тот факт, что спор о 4 млрд. руб. в этой бумаге изложен в версии авиакомпании. Которая заключается в том, что федеральное правительство выдало деньги через калининградский бюджет, но исключительно для ее поддержки. «Указанные средства в течение двух месяцев находятся на счетах правительства Калининградской области и не перечислены авиакомпании», – говорится в проекте решения комитета. Неудивительно, что в постановляющей части этого документа региональной власти практически приказывается «принять меры к скорейшему целевому использованию средств федерального бюджета».
Калининградские чиновники утверждают, что 4 млрд. переданы из госказны на поддержание сбалансированности бюджета области. А насчет передачи их «КД-авиа» есть дополнительные договоренности. То есть формально Боос имеет право вообще забыть о какой-то там авиакомпании. По словам регионального министра по инфраструктуре Александра Рольбинова, прибывшего на заседание комитета ГД, никто от передачи денег не отказывается: «Главный вопрос: кому их передавать? Нынешнее состояние «КД-авиа» делает это невозможным – деньги будут просто распылены».
По данным «НГ», губернатор области на совещаниях по данной проблеме выражается еще резче, открыто заявляя представителям компании, что растащить им деньги по карманам, после чего вся ответственность ляжет на него, он не позволит. Компетентные депутаты ГД подтвердили «НГ», что федеральный бюджет по иной формулировке и не мог перечислить эти злополучные 4 млрд. Например, глава думского комитета по экономполитике Евгений Федоров, присутствовавший вчера на мероприятии как калининградский депутат, заявил «НГ» в кулуарах: «Помогать надо не частным компаниям, а людям, которые дают им возможность зарабатывать деньги».
Итогом вчерашних разбирательств стала тактическая победа Бооса. Глава думского комитета по транспорту Сергей Шишкарев подтвердил, что позицию Минтранса, а она, напомним, была явно пробоосовской, в документ необходимо включить. А значит, согласился он уже с замечаниями коллег-депутатов, необходимо будет отредактировать и постановляющие пункты. Между тем в ходе горячего разговора вокруг судьбы «КД-авиа», член совета директоров которой Сергей Грищенко вчера сделал все, чтобы сохранить его обвинительный в адрес калининградских властей уклон, совершенно вне внимания остался банк «Санкт-Петербург». Именно он теперь является основным владельцем «КД-авиа», получив от прежнего фактического ее хозяина – того же Грищенко – акции в обмен на невыплаченные долги. Именно этот банк, появившийся примерно в одно и то же время с решением о господдержке авиакомпании, выступил и главным убийцей последней. «Санкт-Петербург» весной этого года вдруг отказался от уже согласованного на самом верху российской власти плана по спасению «КД-авиа» через допэмиссию ее акций. Как сообщили вчера калининградцы, вместо общего со всеми кредиторами авиакомпании решения этот банк выдвинул свой вариант: допэмиссия акций «КД-авиа» на 1 млрд. рублей, которую Калининградская область и выкупает за выданную ей федеральную помощь в размере 4 млрд. Региональные власти пойти на это не могли, ведь компанию в этом случае спасти все равно было невозможно. Может быть, это несогласие и привело к тому, что теперь Бооса обвиняют в зажиливании федеральных денег.