Как и в прошлые годы, Большой театр обещает уникальные премьеры.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Сенсацией началась пресс-конференция, посвященная открытию сезона Большого театра. Анатолий Иксанов представил журналистам нового музыкального руководителя театра – композитора Леонида Десятникова.
Сам Десятников на вполне внятные вопросы журналистов о его планах внутри Большого отвечал довольно невнятно. Предложение занять столь ответственную должность было для него столь неожиданным, что он даже не помнит, в каком месяце это произошло. Функции свои он охарактеризовал бы тремя, по его мнению, русскими словами: консалтинг, супервизия и психотерапия. «Я, собственно говоря, не настоящий музыкальный руководитель (не дирижер, не режиссер. – «НГ»). Но я в течение уже многих лет чувствую свои обязательства перед этим театром, с которым меня связывают довольно прочные отношения», – добавил Леонид Аркадьевич. Большой театр, по его мнению, должен быть просто нормальным театром, где минимизирована риторика и максимизирована производительность труда; где идут Верди, русские оперы и современная музыка. Сам же он начал писать по заказу театра новый балет «Утраченные иллюзии», премьера которого намечена на сезон 2010/11.
На вопрос о том, не сменит ли Десятников место жительства, он ответил, что будет в Москве наездами, но будет проводить в Большом театре не меньше времени, чем Валерий Гергиев проводит в Мариинском. В той части программы, которую озвучил новый музыкальный руководитель (сезоны 2010/11 и 2011/12), кстати, не было Верди, из русской музыки были две лишь оперы – «Золотой петушок» Римского-Корсакова и «Чародейка» Чайковского. Впрочем, как заметил начальник отдела перспективного творческого планирования Михаил Фихтенгольц, труппа театра сейчас не готова к Верди. И вообще в репертуаре театра, даже не в новейшей, в прошедшей истории, немало пробелов: здесь, в частности, никогда не шел Рихард Штраус. Эту лакуну заполнят в сезоне 2011/12 – на основной сцене планируется опера «Кавалер Розы». Что же касается самого ближайшего времени, то совсем скоро нас ждет «Воццек» Албана Берга в постановке Дмитрия Чернякова и Теодора Курентзиса, а также оперетта «Летучая мышь» – дебют в Большом Василия Бархатова и швейцарского дирижера Кристофа Мюллера.
Что касается дирижерского пульта, то Большой театр предложил нестандартный подход: отныне здесь начинает работать дирижерская коллегия, в которую войдут пять заметных современных дирижеров – Александр Лазарев, Владимир Юровский, Василий Синайский, Кирилл Петренко и Теодор Курентзис.