За право возглавить мэрию Карачаевска борются пять кандидатов.
Фото из архива автора
Ведущие СМИ Карачаево-Черкесии остались в стороне от предвыборной кампании в Карачаевске – втором по величине городе республики, в состав которого входят известные курорты Домбай и Теберда. Занятые борьбой за выживание, местные СМИ пропустили срок подачи в республиканский избирком заявок на право размещения агитационных материалов. В результате кандидаты в градоначальники проводят агитацию с помощью листовок и встреч с избирателями.
Ни один из кандидатов на пост мэра Карачаевска не имеет права выступать ни в печатной прессе, ни по телевидению. Как заявил председатель ЦИКа Карачаево-Черкесии Мехти Байтоков, это связано с тем, что до 30 августа с.г. от СМИ не поступило заявок на право размещения агитационных материалов кандидатов. Как пояснили «НГ» в избиркоме, вето наложено лишь на агитационные материалы кандидатов, ход же самих выборов СМИ освещать имеют право.
«Я не могу рассказать о своих убеждениях и программе ни по радио, ни по телевидению, – говорит кандидат на пост мэра Карачаевска Гайдар Шидаков. – Всю работу буду проводить только на уровне агитационных листов и встреч с избирателями. Между тем выступать в СМИ – мое конституционное право как кандидата». По мнению кандидата Умара Узденова, «ситуация неоднозначная: с одной стороны, если бы СМИ участвовали в предвыборной гонке, люди получали бы больше информации о программах кандидатах и их намерениях. С другой стороны, округ маленький, все друг друга знают через родных и знакомых даже без централизованной агитации».
4 сентября с.г. в здании мэрии Карачаевска все пять кандидатов на должность градоначальника совместно с председателем ЦИКа республики и председателем избиркома Карачаевского городского округа подписали договор-соглашение о проведении честных выборов. По словам Гайдара Шидакова, о том, что СМИ не будут публиковать материалы кандидатов, им сообщили после того, как они подписали меморандум «О честных и чистых выборах», разработанный ЦИКом КЧР.
По мнению политолога Сергея Бондаренко, невнимание СМИ к выборам объясняется тем, что сегодня ведущие газеты республики, выходящие на языках народов Карачаево-Черкесии, заняты борьбой за выживание. Согласно постановлению правительства от 7 августа с.г., в КЧР планируется создать республиканское государственное учреждение «Издательский дом «Карачаево-Черкесия», объединив в нем редакции республиканских газет «Абазашта» (на абазинском языке), «День республики», «Къарачай» (на карачаевском языке), «Ногай давысы» (на ногайском языке) и «Черкес хэку» (на кабардино-черкесском языке), республиканского государственного учреждения «Карачаево-Черкесское книжное издательство» и республиканского государственного учреждения «Редакция литературно-художественного журнала для детей «Маъметекей». Власти заявляют, что создание издательского дома позволит оптимизировать сеть бюджетных учреждений республики в сфере печати, информационных услуг, издательской и полиграфической деятельности. Журналисты уже месяц пытаются бороться против планов республиканского руководства.
Как рассказала «НГ» главный редактор газеты «День республики» Ирина Мягкова, 15 сентября, в день проведения внеочередной сессии Народного собрания КЧР, сотрудники газет провели перед зданием Дома правительства республики пикет в знак протеста против объединения печатных изданий республики в единую структуру. «К пикетчикам вышел президент республики Борис Эбзеев. Он пообещал журналистам, что действие постановления об объединении изданий будет приостановлено до разрешения конфликта. Что же касается народных избранников, то они приняли решение изучить проблему, встретиться с коллективами газет и журналов и только после этого принять какое-то решение», – сообщила «НГ» Ирина Мягкова. Если власти не откажутся от идеи объединения, 22 сентября планируется снова провести митинг перед зданием Дома правительства.
По словам Ирины Мягковой, занятые борьбой против объединения СМИ действительно проморгали срок подачи соответствующей заявки в республиканский избирком. Нужно сказать, что при этом журналисты упустили возможность не только поучаствовать в избирательной гонке, но и шансы пополнить свои редакционные бюджеты.
Ростов-на-Дону