Программа льготных социальных карт, которая второй год осуществляется в Красноярском крае, поставлена под угрозу. Дело в том, что в краевом бюджете средства на возмещение затрат по перевозке льготников заложены из расчета, что в месяц они будут совершать в среднем 30 поездок. В реальности эта цифра достигает 44 поездок. Краевые министры не без оснований считают причиной этого недобросовестность пользователей проездных и кондукторов.
Средств, заложенных в региональный бюджет-2009 на проезд льготников, может не хватить. В Красноярске, к примеру, на 2009 год заложено 600 млн. руб., а льготники наездили уже на миллиард. Сейчас власть спешно пытается найти эффективные рецепты борьбы с проблемой, а пенсионеры опасаются, что программу вообще могут свернуть.
Проект с внедрением пластиковых социальных карт для льготных пассажиров стартовал в апреле 2008 года в Красноярске, Ачинске и Железногорске. Затем к программе присоединились еще в шести муниципальных образованиях. Ситуация оказалась весьма выгодной для перевозчиков. «Если год назад льготников Красноярска перевозил всего один предприниматель, то сегодня этим занимаются почти все перевозчики, – говорит министр транспорта и связи края Александр Ядов. – Мы достигли очень хороших результатов. Однако у нас возникли проблемы. Последние четыре-пять месяцев мы наблюдаем непрогнозируемый рост перевозок по электронным проездным».
По словам министра, если в мае 2008 года на одного пользователя карты приходилось примерно 17,6 поездки в месяц, то уже сейчас каждый красноярский льготник в среднем совершает около 44, а краевой – около 40 поездок. С учетом того, что пластиковыми карточками в крае пользуются 130 тыс. льготников, а еще 50 тыс. человек продолжают пользоваться бумажным единым социальным билетом, то цифры набегают впечатляющие. Одна из красноярских пенсионерок за три месяца прокатилась 2300 раз! Бюджету ее поездки обошлись в 25 300 руб. Незапланированный перерасход получается в результате того, что картами пользуются не только льготники, но и члены их семей. Причем это выгодно и кондукторам, которые зачастую не сверяют фотографию на карте с лицом того, кто ее подает. Ведь за каждого льготника им положен бонус.
«Люди, имеющие льготы, передают проездной родственникам, друзьям, знакомым. Мы видим информацию по каждой карте: сколько раз по ней проехали, по какому маршруту, в какой промежуток времени. Больше всего поездок совершается на автобусах, которые идут либо до, либо мимо вузов. Хотя точно известно, что люди, чьи карты используются, не выходят из дома по состоянию здоровья! – возмущается министр социальной защиты края Галина Пашинова. – Если проблема начнет усугубляться, мы будем вынуждены вносить коррективы в программу и дальнейшее ее развитие окажется под угрозой».
Власть обещает сообщить в ближайшее время краевой общественности о том, какими способами она собирается решить эту непростую даже в технологическом плане проблему. Пока же пенсионеры засыпали редакции местных газет письмами с просьбой сохранить эту программу. Они не без оснований опасаются, что под шумок об экономическом кризисе их могут лишить одной из главных льгот.
Красноярск