Скандал с обвинением саратовских единороссов в «создании антисемитского подтекста», начавшийся в начале сентября с публикации в СМИ письма раввина Саратова Михаэля Фрумина, в конце прошлой недели обернулся громкими заявлениями представителей «федеральной» еврейской общественности. Только направлены они оказались не против партии власти, а наоборот – против тех, кто этот скандал поднял.
Утверждения, что за якобы антисемитскими публикациями некоторых саратовских СМИ стоит областное руководство «Единой России», называют абсурдным и политологи, отмечающие толерантность ЕР в религиозных и этнических вопросах, вообще свойственную центристским партиям. С этим согласен и президент Всемирного конгресса русскоязычного еврейства (ВКРЕ) Борис Шпигель.
Он выразил уверенность: скандал в Саратове носит не антисемитский и даже не политический, а коммерческий характер. «Последние события говорят лишь об одном: еврейскую общину пытаются втянуть в разборки, одним из участников которых является представитель финансовых кругов области с неоднозначной репутацией, в отношении которого сейчас идут следственные мероприятия. Это недопустимо», – утверждает Борис Шпигель.
Речь в заявлении президента ВКРЕ идет о том, что незадолго до обращения Фрумина с практически аналогичным заявлением в облпрокуратуру обращался саратовский бизнесмен с неоднозначной репутацией Леонид Фейтлихер, которого местные аналитики считают истинным инициатором «антисемитского» скандала. Проверка же, проведенная прокуратурой Саратовской области, не обнаружила фактов антисемитских публикаций в СМИ, на которые ссылается Михаэль Фрумин. Более того, прокуратура не обнаружила фактов обвинения ЕР в антисемитизме в самом письме Фрумина. То есть поводом для скандала оказалось даже не письмо, а его интерпретация, в данном случае – в редакционной статье «Коммерсанта» от 4 сентября под красноречивым заголовком «Единая Россия» попала в антисемитский подтекст».
Поэтому закономерно и то, что ВКРЕ обнародовал свою официальную позицию, где статью «по мотивам» письма раввина Фрумина называют «демаршем, наносящим долгосрочный вред еврейской общине города, евреям вообще и межконфессиональным отношениям в многонациональной России». А «Единую Россию» – «примером ответственной политической силы, защищающей интересы русскоязычных евреев».
Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов считает, что обвинения ЕР в антисемитизме изначально выглядят как абсурдные: «Единая Россия» последовательно занимает позиции равенства национальностей российского народа, равенство представителей различных наций перед законом и судом. И в московской кампании 2005 года, когда бесчинствовала «Родина», и во многих других ситуациях, когда проявляли активность радикальные фашистские организации, партия «Единая Россия» занимала антифашистскую и антинацистскую позицию. Поэтому я считаю, что обвинения в адрес «Единой России» являются абсолютно надуманными».