Рекордный улов оказалось очень сложно доставить до потребителей.
Фото ИТАР-ТАСС
Сегодня во Владивостоке завершился 4-й Международный конгресс рыбаков. По традиции он начался с выставки «Перспективы развития рыбной отрасли-2009». Несмотря на то что в этом году случилась небывалая лососевая путина, низких цен на рыбу в магазинах Владивостока нет. Поэтому на выставке горбуша холодного копчения бойко шла от 160 руб. за килограмм, кета и терпуг – около 200 руб. за кило.
Дороговизна морепродуктов – еще один аргумент в пользу приморских портовиков и рыбаков, которые нашли крайних в случившемся в крае «лососевом» скандале. По их мнению, в забитых рыбой портовых холодильниках виноваты оптовики, ждущие падения цен на рыбу. Даже «холодные» поезда, которые начали формировать железнодорожники для ускоренной доставки в регионы РФ, пока не изменили ситуацию.
Как писала «НГ» (см. номер от 26.08.09), нынешняя лососевая путина на Дальнем Востоке стала рекордной. Пик ее приходится на август–сентябрь, рыбу надо брать быстро и много. При этом весь улов должен поставляться на российский берег. «За август мы переработали рекордные 78 тысяч тонн грузов. Сейчас в холодильниках лежит 40 тысяч тонн продукции. На рейде стоят два судна с 6 тысячами тонн рыбы, работающие в режиме холодильника. В течение недели подойдут еще около 30 тысяч тонн рыбы», – подсчитала гендиректор ООО «Дальрыбпорт» Людмила Талабаева.
Причиной рыбной пробки в порту портовики и рыбаки считают нерасторопность железнодорожников и высокие тарифы перевозчиков. Сами железнодорожники заявляли, что доставку тихоокеанского лосося в регионы сдерживают неритмичные темпы погрузки в портах.
На встрече, прошедшей на днях во Владивостоке, рыболовецкие компании, терпящие миллионные убытки от простоя судов с рыбой, и портовики высказали серьезные претензии первому заместителю гендиректора Центра фирменного обслуживания ОАО «РЖД» Сергею Колесникову. После указания премьера Владимира Путина разобраться в рыбной проблеме чиновник немедленно приехал в Приморье. Разобравшись с ситуацией на месте, Колесников заявил, что Дальневосточная железная дорога в рыбной пробке не виновата: «Сейчас в крае находится 204 рефсекции и 278 порожних изотермических вагонов. Под погрузку готовы еще более сотни рефсекции. Если надо, предоставим столько вагонов, сколько заявит порт». А про высокие тарифы на аренду холодильников гость особо заметил: РЖД цены не регулирует, стоимость подвижного состава диктует спрос. В итоге в мае аренда секции стоила 700 тыс. руб., а сейчас – 2 млн. руб.
Президент Ассоциации рыбопромышленных предприятий Приморья Георгий Мартынов уверен, что покупатели сговорились: «Когда на рынок дополнительно выкидывается 100 тысяч тонн лосося, они не торопятся брать лосось. Ждут, пока забьются холодильники, встанет отправка и транспортный флот и рыба подешевеет. На Сахалине стоимость горбуши уже упала до 25 рублей». При этом транспортная составляющая за железнодорожную перевозку в стоимости товара не превышает 8%, доход порта – 80 копеек с 1 кг. Половина ценника горбуши на прилавке – торговые наценки.
В итоге портовики, железнодорожники и рыбаки договорились о запуске ускоренного поезда со станции Владивосток–Мыс Чуркин в центральные и западные регионы России. Груз пойдет ускоренными поездами до Южно-Уральской и Свердловской железной дороги за семь–девять суток. (Первый состав из 44 вагонов отправился из Владивостока 3 сентября. – «НГ»). Другое важное решение – отказ от заявочной системы отправки рыбы. Раньше, чтобы отправить груз по железной дороге, заявку надо было отправлять не менее чем за 10 дней.
По мнению эксперта Дальневосточного консалтингового центра Артема Лукина, рыбная пробка в порту – показатель неэффективности власти. «Рекордный улов прогнозировался, но в итоге рыба либо протухнет, либо уйдет в Китай, – рассуждает эксперт. – Виновата система госуправления, ведь действующие лица этой истории прямо или косвенно подконтрольны государству. Федеральное агентство по рыболовству – правительственное ведомство, а рыболовные компании аффилированы с ведущими политиками региона».
Чуть позже на Дальнем Востоке начнется минтаевая экспедиция. Исследования показали, что объемы добычи минтая в подзоне Приморья можно увеличить в три раза. По подсчетам краевых чиновников, рыбакам надо доосвоить около 80 тыс. тонн минтая, а в целом по Дальневосточному бассейну – около 160 тыс. тонн. В краевой администрации уверены, что подобного аврала не повторится: столько рыбы уже не будет. А к октябрю созданная комиссия расставит точки в проблеме – по чьей же вине произошел транспортный сбой на Дальнем Востоке.
Владивосток