Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров после громкого теракта в Назрани намерен добиваться увеличения штата МВД.
Фото Reuters
Президентское поручение о разработке новых организационных форм борьбы с преступностью на Северном Кавказе правоохранительные органы, похоже, начинают воплощать в Ингушетии. Пока это связано не столько с подготовкой нормативных актов, которые, по словам Дмитрия Медведева, должны помочь судебно-следственным органам изобличать преступников, сколько с изменяющейся кадровой политикой. О намечаемом обновлении руководства Ингушетии (3–4 должности в правительстве) заявил накануне президент республики Юнус-Бек Евкуров. Кремль ранее уже проявил свое желание увеличить свое влияние на силовые структуры республики путем внедрения внешнего управления.
Влиять на политику силовых ведомств Центр начал путем введения в штат милиции представителей нетитульной нации из других регионов России. При этом так называемое общее внешнее управление, кураторство местных правоохранительных структур, возложено на центральное руководство МВД страны. После теракта у здания ГОВД в Назрани 17 августа с.г., унесшего жизни 25 человек, глава РФ отстранил от должности министра внутренних дел Ингушетии Руслана Мейриева и назначил осуществлять координацию деятельности всех служб и подразделений правоохранительных органов в республике заместителя министра внутренних дел РФ генерал-полковника Аркадия Еделева. Впервые в постсоветской истории Ингушетии исполнять обязанности министра внутренних дел приказом главы МВД РФ Рашида Нургалиева стал не ингуш, а русский по национальности полковник Виктор Жернов, который до этого не жил в республике. Как сообщают источники из МВД РФ, именно кандидатура Жернова рассматривается на должность главы республиканской милиции. Юнус-Бек Евкуров не против этого назначения. Более того, еще находясь на реабилитации, он высказался за радикальное обновление кадрового состава МВД республики и заявил, что намерен добиваться увеличения штатной численности сотрудников республиканского МВД. По мнению главы Ингушетии, нынешнего количества защитников правопорядка недостаточно. «Своих милиционеров не хватает и в системе ДПС, и в оперативном составе, и в милиции общественной безопасности», – считает Евкуров. Сейчас по приказу Рашида Нургалиева проходит переаттестация всей ингушской милиции и из регионов в органы МВД республики уже поступает «свежая кровь».
По словам Юнус-Бека Евкурова, он позитивно оценивает работу в Ингушетии заместителя министра внутренних дел Аркадия Еделева. Сам же генерал-полковник с большим оптимизмом по поводу возможной стабилизации ситуации не высказывается. На одном из недавних совещаний с руководством республиканского МВД в Ингушетии он заявил, что в республике осталось еще два террориста-смертника. А значит, возможны новые ЧП и теракты. По информации республиканской пресс-службы МВД, с начала 2009 года в Ингушетии погибли 68 и ранены 212 сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, убиты 30 и ранены 85 гражданских лиц. Потери же самих боевиков куда скромнее. С начала года нейтрализовано всего 85 участников незаконных вооруженных формирований.
Ингушский аналитик Беслан Цечоев считает, что проводимая федеральным Центром новая кадровая политика в силовых структурах республики не даст желанных результатов. По мнению эксперта, усиление Еделева и придание ему особых полномочий может означать только одно: Москва хочет подавить подполье любой ценой. «Ни разу в истории Кавказа подавление инакомыслия грубой силой не приводило к желаемому результату. Оно вело только к взаимному озлоблению и ожесточению. Все это оборачивается лишь учащением расправ без суда и следствия над простыми мирными жителями, усилением потока новобранцев в «лесные братья» и новыми жалобами в Европейский суд по правам человека», – утверждает Беслан Цечоев. С такой позицией практически согласен и кавказовед доктор исторических наук Владимир Попов, который подчеркивает, что «президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров понимает сложность ситуации и не делает ставку только на силовые структуры. «Это, по-евкуровски, только один процент успеха. Стабилизировать же ситуацию должна помощь из Центра в сфере экономики, финансов, создании рабочих мест и т.п. Но здесь, как всегда, и начинаются проблемы», – считает Попов.
Генерал-лейтенант Юрий Неткачев, который в свое время командовал на Северном Кавказе армией, наоборот, считает, что «сбрасывать роль силового фактора для стабилизации ситуации в Ингушетии нельзя». По его мнению, надо ввести на длительное время в Ингушетии режим контртеррористической операции и крупными войсковыми силами покончить с «лесными братьями» навсегда.