Предстоятеля Русской Церкви встретили в Северодвинске с воинскими почестями.
Фото www.patriarchia.ru
В последние два дня визита на российский Север Патриарх Кирилл сделал несколько важных заявлений, откровенно политических и явно выходящих за границы собственно церковной жизни. В субботу, посещая предприятие Северного военного флота, он связал вопросы обороноспособности страны и возрождения православия. Глава РПЦ также призвал «крепить национальное самосознание и нашу систему ценностей», отринув «культ экономической прибыли». Ранее, находясь на Соловецких островах, Патриарх предложил создать здесь общенациональный центр по изучению гонений на Церковь в XX веке. Таким образом, РПЦ открыто обозначила свое стремление формировать государственную идеологию России, защищаясь от неизбежной критики ореолом мученичества во времена антирелигиозных гонений советского времени.
В минувшую субботу Патриарх Кирилл прибыл в Северодвинск, где посетил оборонное предприятие «Севмаш» и осмотрел стратегический подводный ракетоносец «Дмитрий Донской». Это тот самый ракетоносец, с борта которого испытывали запуск ракеты «Булава», завершившийся неудачей. Предстоятеля Русской церкви встретили бравурные звуки военного оркестра и сопровождала представительная группа штатских и военных моряков: вице-спикер Госдумы Артур Чилингаров, губернатор Архангельской области Илья Михальчук, командующий Северным флотом ВМФ России вице-адмирал Николай Максимов и другие. Патриарх выступил перед корабелами и моряками, противопоставив в своей речи стремление к экономической прибыли и обороноспособность страны. По его мнению, только традиционные русские и православные ценности стоит защищать, в том числе и при помощи стратегических вооружений. «Не надо стыдиться ходить в храмы, учить православию своих детей, – сказал Патриарх. – Тогда нам будет что защищать своими ракетоносцами», – добавил он, видимо, вполне искренне отождествляя интересы Церкви и государственный суверенитет России. Кстати, кроме святого князя Дмитрия Донского, северные рубежи России будет охранять и Николай Угодник, именем которого будет назван новый подводный ракетоносец, который планируется заложить на «Севмаше».
Патриарх не обозначил определенного врага, против которого могло бы быть применено грозное оружие подлодок Северного флота, но указал на идеологию, с которой нужно бороться, – русским людям «важно не стать рыночниками в душе». Идеология, по мнению главы РПЦ, способна нанести большие разрушения, чем оружие массового поражения, в доказательство чего он привел знакомый всем пример с разрушением без единого выстрела СССР соблазнами «материального благополучия». «И ни одна ракета из ваших ракетоносцев при этом выпущена не была», – словно с укором сказал добрый пастырь военным морякам.
Между тем днем ранее Патриарх, участвуя в заседании попечительского совета Соловецкого монастыря, призывал всех православных верующих помнить о тех мучениях и гонениях, которые РПЦ претерпела во времена все того же СССР. Кирилл предложил создать на островах общенациональный центр по изучению репрессий против Церкви в советский период.
Темы защиты русского православия и мученичества Церкви в XX веке продолжала звучать и во вчерашних выступлениях Патриарха перед широкими массами жителей Архангельска. Выступление Кирилла собрало на центральной площади Архангельска около 12 тысяч человек. На открытом помосте на ступенях Архангельского драматического театра имени Ломоносова, где до 1929 года находился кафедральный собор, Патриарх совершил богослужение. «По русскому Северу так безжалостно прокатился каток безбожия, – заявил он горожанам в речи. – Но именно там, где церковная жизнь была разрушена почти до основания, необходимо ее восстанавливать с особой энергией». Планы восстановления известны. Театр останется на своем месте, только рядом с ним появится часовня в память о разрушенном кафедральном соборе, а новый собор будет построен на набережной Северной Двины. В числе собравшихся речь Патриарха слушали участники молодежных стройотрядов, готовые в трудных климатических условиях восстанавливать православные храмы русского Севера, так же как их отцы и деды строили в северной тайге каналы, космодромы и пусковые шахты для ракетно-ядерного щита СССР, а более далекие предки – монастыри и храмы, которые часто становились тюрьмами.