Кольцевая автодорога – один из самых важных транспортных проектов Петербурга.
Фото ИТАР-ТАСС
Петербургская кольцевая автомобильная дорога (КАД) рискует стать очередным городским долгостроем, сравнимым по стоимости и срокам строительства с комплексом защиты от наводнений. Дирекция строительства транспортного обхода вступила в борьбу с подрядчиком, который должен был построить один из последних участков дороги. Судебная тяжба может существенно отложить сроки завершения работ.
Сроки окончания строительства Петербургской кольцевой дороги и объемы финансирования за прошедшее время неоднократно пересматривались. Еще в начале прошлого года речь шла о том, что кольцо будет замкнуто в 2012 году. Однако затем по инициативе министра транспорта Игоря Левитина сроки были перенесены на существенно более ранний срок – 2010 год. У экспертов этот оптимистичный прогноз вызывал большие сомнения. Прошлым летом вокруг строительства КАД один за другим разгорались крупные скандалы. Некоторые из них были связаны с низким качеством уже построенных отрезков дороги, другие касались конкурсов на строительство последних участков.
Один из таких скандалов был связан с тем, что в конкурсе на право строить более 15 км западного полукольца выиграло малоизвестное на петербургском рынке ООО «Флора», ранее выполнявшее лишь небольшие заказы. Предприятие, штат которого не превышал 100 человек, предложило самую низкую цену за свои услуги при весьма сжатых сроках. А так как вступивший в силу федеральный закон № 94 отменил квалификационные требования к участникам конкурсов, компанию признали победителем. Руководитель ГУ «Дирекция по строительству транспортного обхода Петербурга» (ДСТО) Борис Мурашов заявил тогда, что все сделано по закону – подрядчик выбран по итогам прозрачного конкурса.
Впрочем, дружба дирекции и «Флоры» продолжалась недолго. Примерно через два месяца после подведения итогов конкурса корреспондент «НГ» выезжал на место строительства и обнаружил, что работы и не начинались. Заметили это и в ДСТО. На собранной в конце июля пресс-конференции Борис Мурашов заявил: «Мы обеспокоены деятельностью этого подрядчика и в случае срыва сроков работ будем применять доступные нам меры воздействия – в частности, штрафы до 5% от стоимости заказа».
Судя по всему, эти угрозы не возымели желаемого эффекта – строительство последнего участка хотя и началось, но идет с видимым даже невооруженным глазом отставанием от графика. Поэтому в ДСТО решили разорвать отношения с подрядчиком и подали на ООО «Флора» в суд с требованием расторгнуть контракты и взыскать невозвращенные авансы в размере 546 млн. руб. и 465,8 млн. руб. Слушания по искам назначены на 10 и 16 сентября. Как пояснил и.о. руководителя ДСТО Вячеслав Петушенко (по информации «НГ», Борис Мурашов находится в отпуске), дирекция будет добиваться расторжения заключенных летом прошлого года контрактов на строительство участков западного полукольца протяженностью 4 км и 11,8 км. Он добавил, что дирекция неудовлетворена сроками выполнения работ. Первый участок должен был быть сдан в июле этого года – тогда еще возможно было бы уложиться до 2010 года. Теперь, если суд удовлетворит требования дирекции (а с учетом всех формальностей разбирательство может занять год), ДСТО опять придется объявлять конкурс и искать новых подрядчиков. Очевидно, что при таком развитии событий достроить дорогу в обозначенный Игорем Левитиным срок не удастся.
Примечательно, что в разбирательствах участвует не сам глава ДСТО, а его заместитель, исполняющий сейчас обязанности директора. В строительных кругах Петербурга ходят слухи о том, что это может свидетельствовать о скорой отставке Бориса Мурашова.