Несмотря на экономический кризис и существенное снижение цен на энергоносители, цены на хлеб в России продолжают расти. Попытки экспертов и регуляторов найти тех, кто заинтересован в галопирующей скачке стоимости зерна и муки, не приводят ни к чему.
Глава ФАС Игорь Артемьев в мае 2008 года заявлял, что «рост цен вследствие ценовых сговоров в целях минимизации рисков в кризисных условиях является причиной увеличения уровня инфляции». Ведомство в 2007 году даже проинформировало Генпрокуратуру РФ, что фактором удорожания хлеба и хлебобулочных изделий является рост оптовых цен на муку.
При этом в российском Союзе мукомольных и крупяных предприятий крайне резко реагируют на расчеты ФАС по ценообразованию. «Вообще искать топор под лавкой – самое простое. Хлеб дорожает, наверное, мука дорогая», – ответил на просьбу прокомментировать позицию антимонопольщиков президент союза Аркадий Гуревич. Как считает Гуревич, крупным предприятиям, которые соблюдают правила организации и ведения технологического процесса, посторонний контроль со стороны государства не нужен. Для них основной контролер – это потребитель, который выберет только того, кто производит качественный продукт.
Видимо, контроль качества со стороны потребителей дает о себе знать. По словам того же руководителя Союза мукомольных и крупяных предприятий, «по официальным данным, мукомольные предприятия РФ загружены только на 46% – вот и вся арифметика. Никакой безопасности продукта здесь быть не может, и одной из причин этого является то, что на рынок в огромных количествах вбрасываются массы серой – в прямом и переносном смысле – муки. Она вредит здоровью россиян, которые едят выпущенные из нее хлебобулочные изделия».
Низкое качество муки некоторых заводов, незагруженные мощности – это заставляет мукомолов писать письма в разные инстанции с просьбой помочь – дать дотации и, вместо того чтобы заниматься расширением ассортимента и рынков сбыта, требовать господдержки из государственного кошелька.
Вообще механизм ценообразования на муку до сих пор остается скрытым. По данным Союза мукомолов, справедливая цена – не более 8000 руб. за тонну муки. По мнению же не входящих в союз предприятий, например, Ростовского мукомольного завода № 1, справедливая цена – около 7000 руб. за тонну муки. И, несмотря на снижение цен на зерно в этом году, похоже, при такой «справедливой» цене на муку ждать уменьшения стоимости хлеба не приходится.
Не всегда чиновники и государство ведут себя так, как хотел бы бизнес. Отвечая на вопросы «НГ» о попытках выстраивания отношений с профильными государственными институтами, Гуревич пояснил, что не всегда понимает подход чиновников, в частности профильного вице-премьера: «Я не знаю, какой подход у Зубкова. Он нам не рассказывал». В то же время глава союза пояснил, что министр «Елена Скрынник назначена министром недавно» и до этого «она занималась совершенно другими вопросами». А вот благодаря заслугам прошлого министра удалось достичь значительных успехов. «Он (Алексей Гордеев) 10 лет был министром. Он был человек способный, он академик Россельхозакадемии. При нем, так уж сложилось, и урожаи возросли, и валовое производство зерна увеличилось, и стабильность появилась».
Не получается найти согласие и внутри бизнес-среды. В Союзе мукомольных и крупяных предприятий скептически относятся к попыткам Российского зернового союза создать подобие конкуренции на рынке отраслевых союзов. «Российский зерновой союз мукомольной промышленностью не занимается... У них создан полгода назад мукомольный комитет┘ нет специалистов по мукомольной промышленности». Пресс-секретарь Зернового cоюза Антон Шапарин не согласен с этим мнением: «Среди наших членов много переработчиков, и они имеют понимание того, что Союза мукомолов недостаточно для решения их проблем, и вступают в Зерновой союз, который обладает большими возможностями».
Из общения с Союзом мукомольных и крупяных предприятий складывается впечатление, что в организации считают, что крупный мукомольный бизнес должен быть максимально огражден как от рыночных механизмов, получая господдержку, так и от госрегулирования. Мукомолы знают рецепт, как наполнить карман и помочь предприятиям отрасли. «Естественные монополии есть, вот их надо национализировать. Зачем железную дорогу приватизировали? Вот надо куда смотреть, на нефтянку!» – сообщил «НГ» Аркадий Гуревич. «Вы придите на любое предприятие мукомольное. С какой практически нулевой рентабельностью, а то и с убытком многие работают. Иногда нам говорят: у вас 10% рентабельности, но и это неверно. Вот у хлебопеков иногда бывает рентабельность в 15%, а в мукомольной промышленности такого не было и быть не может», – заявил «НГ» президент союза. Правда, в отчетности предприятий, входящих в союз, можно обнаружить куда большие цифры даже в «сложном» 2009 году.
При этом очевидна позиция некоторых игроков данного рынка, считающих, что мукомольным предприятиям проще находиться в позиции «просителей» и концентрироваться на постоянных требованиях дотаций и господдержки, нежели заниматься модернизацией производства, реализацией просчитанной маркетинговой политики, борьбой за потребителя и увеличением производительности труда. Потребителям же остается наблюдать за ростом цен, оплачивая из своего кармана как серый хлеб, так и серую муку.