Минтимер Шаймиев неожиданно лично прибыл на громкий судебный процесс.
Фото Руслана Ишмухаметова
Вчера в Казани после недельного перерыва продолжился громкий уголовный процесс в отношении бывшего пресс-секретаря президента Татарстана Ирека Муртазина. Экс-помощника главы республики обвиняют в клевете и в нарушении неприкосновенности частной жизни Минтимера Шаймиева (см «НГ» от 20.07.09). В частности, с именем Муртазина обвинение связало распространение слухов о «скоропостижной смерти» Минтимера Шаймиева на турецком курорте, взбудораживших республику в сентябре 2008 года. Президент Татарстана неожиданно лично прибыл на процесс и дал показания по делу своего бывшего доверенного лица.
Четвертое с 20 июля судебное заседание по делу Муртазина должно было начаться с допроса президента, признанного обвинением потерпевшим. Минтимер Шаймиев был официально вызван в суд повесткой еще неделю назад. Однако до последнего момента у наблюдателей процесса сохранялись сомнения в личном появлении главы республики перед судом. Дело в том, что до сегодняшнего дня президент Татарстана никогда сам не посещал судебные заседания. Дела о клевете на президента Татарстана временами рассматривались, но глава Татарстана всегда перепоручал выступать от своего имени помощникам из своего аппарата.
Подобие интриги в ситуацию, сами того не желая, привнесли городские власти. Обычно места визитов президента Татарстана заранее облагораживают: ремонтируют подъездные пути, по которым проедет начальственный лимузин, укладывают новый асфальт, проводят капитальный или косметический ремонт зданий, где останавливается глава республики. В этот раз был покрашен лишь фасад Кировского районного суда. В зале судебных заседаний, в котором проходит процесс, провели небольшой ремонт. Но улица Шоссейная, на которой находится здание райсуда, представляла собой удручающее зрелище: дорожное полотно в ухабах и ямах, где-то видны следы прошлогоднего «ямочного ремонта». Эти мелочи не укладывались в традицию подготовки президентских визитов и заставляли скептиков до последнего сомневаться в появлении Минтимера Шаймиева.
Но в 10 часов утра тонированный лимузин «Мерседес» президента в сопровождении джипа охраны появился перед зданием суда. Минтимер Шаймиев с двумя телохранителями, ни с кем не здороваясь, бодрым шагом прошел к центральному входу и зашел в суд. Перед зданием столпились несколько десятков журналистов. Несмотря на открытый формат судебного заседания, на процесс были допущены только представители официальных и лояльных местной власти информагентств «Татар-информ» и Интерфакс. Остальных представителей СМИ на слушания не пустили. Отказ пускать журналистов судья аргументировал маленьким размером зала заседаний, в котором не поместились бы все желающие.
Обвиняемого Ирека Муртазина в зал почему-то провели не через центральный, а через запасной вход. Со своим бывшим шефом экс-руководитель президентской пресс-службы встретился только в зале заседаний. Минтимер Шаймиев был допрошен в качестве потерпевшего и ответил на вопросы обвиняемого. Фото и видеозапись были запрещены, однако Ирек Муртазин зафиксировал выступление Шаймиева на диктофон. Затем в заседании был объявлен перерыв. Президент Татарстана покинул здание суда так же, как и явился, – быстрым шагом, не давая никаких комментариев столпившимся у входа журналистам, сел в лимузин и уехал. На лице главы республики была заметна растерянная улыбка.
Ирек Муртазин, воспользовавшись перерывом, оставил запись в своем интернет-блоге, из-за записи в котором, по сути, и начался скандальный процесс: «Процесс пошел┘ Потерпевший прибыл. Выступил, попросил суд наказать меня строго, но справедливо». Вчера процесс продолжился допросом свидетелей со стороны обвинения, которых пока около 70 человек.
Казань