0
1753
Газета Регионы России Интернет-версия

21.07.2009 00:00:00

Робин Гуд из "Освенцима с фонтанчиком"

Тэги: нижний новгород, выборы


нижний новгород, выборы Андрей Климентьев не исключает своего возвращения в политику, правда, только региональную.
Фото Романа Владимирова

Одиозный нижегородский политик Андрей Климентьев вышел из колонии. После двух с половиной лет заключения, оказывается, он остается востребованной в Нижнем Новгороде персоной. Его освобождение ярко осветили местные СМИ. Климентьев входит в первую тройку рейтинга претендентов на будущих выборах мэра Нижнего Новгорода.

В Нижнем Новгороде с годами сложилась примета: «Если Климентьева сажают, значит, скоро выборы». Скандальная политическая карьера этого предпринимателя началась в 1998 году, когда, имея судимость, он выиграл выборы мэра Нижнего Новгорода. Но избирком через день отменил результаты голосования, а сам несостоявшийся градоначальник был срочно арестован, а затем и осужден за растрату государственного кредита (для этого суду пришлось пересмотреть и ужесточить ранее вынесенное по этому делу решение). Эти события сопровождались спонтанными акциями протеста в центре города.

Выйдя на свободу, в 2001 году Климентьев баллотировался уже в губернаторы. Однако региональные власти тогда удачно использовали противостояние с ним, построив свою предвыборную кампанию на борьбе с «криминалом, рвущимся во власть» и заручившись для этого весомой поддержкой Москвы, так что Климентьев оказался на выборах только пятым.

Хотя уже на следующий год он уверенно повел предвыборную кампанию в мэры Нижнего Новгорода, составив серьезную конкуренцию тогдашнему мэру Юрию Лебедеву и нынешнему градоначальнику Вадиму Булавинову. В результате суд снял его кандидатуру за несколько часов до первого тура. Многие нижегородцы тогда просто не пришли на выборы (порог явки был преодолен лишь за час до окончания голосования). А против всех проголосовали 30,4% (Лебедев и Булавинов набрали почти столько же – 31,42 и 30,85% соответственно).

На следующих выборах мэра в 2005-м против решившего баллотироваться Климентьева уже традиционно возбудили уголовное дело, и он отказался от своего участия в кампании. Зато спустя полгода на выборах в Законодательное собрание не выдержал и стал вторым в региональном списке «Родины». И опять был арестован. На этот раз он отсидел 2,5 года в колонии строго режима – за то, что собрал пшеницу на чужом поле («грабеж зерна путем обмолота»), а также взял и не вернул у партнера 50 тыс. долл. на строительство ресторана («мошенничество»).

Несмотря на длительное неучастие в общественной жизни, Климентьева в Нижнем Новгороде до сих пор не забыли. Его фамилию традиционно включают в рейтинги претендентов на пост городского главы: в апрельском исследовании фонда «Открытая социология» он оказался на второй позиции, в июньском – на третьей. (С большим отрывом там лидирует ныне действующий мэр Вадим Булавинов.) «За последние годы в Нижегородской области не появилось ни одного нового яркого политика, – объясняет феномен Климентьева социолог Александр Прудник. – Политика стала более институциональной, яркие личности такой системе не нужны, зато спрос на них со стороны общества остался».

Вот и освобождение Климентьева стало заметным для города событием. В майке, бриджах и сланцах он охотно дал мини-пресс-конференцию у ворот исправительной колонии. «Был на повышении квалификации», – радостно заявил Климентьев и назвал свою колонию «Освенцимом с фонтанчиком». На условия заключения жаловаться не стал: бывал ведь и в «коммунистических лагерях». По его словам, «политических» в колонии было трое: кроме него директор ЮКОСа – заместитель Ходорковского, и исламский проповедник. А на вопросы журналистов о его политических планах Климентьев обещал подумать. Хотя и заявил, что идти в исполнительную власть «при тоталитарном режиме» считает делом бесперспективным. Однако свое участие в выборах в законодательные органы не исключил.

«В выборах мэра он участвовать не может, поскольку судим, а это теперь запрещено, – говорит политолог Сергей Кочеров. – Но он остается популярным, потому что ярок, ведет себя независимо, говорит без всякой приглаженности, и это нравится российскому избирателю. В нем есть что-то и от Остапа Бендера, и от Робин Гуда, и от графа Монте-Кристо. И, наконец, он – символ несостоявшихся надежд на демократию. Его история показала, что не только при Путине, но и на рубеже 1990–2000-х годов власть могла пренебречь народным волеизъявлением и решала, какой кандидат ей подходит, а какой нет. Поэтому Климентьев популярен не только у его сторонников, но и людей, недовольных тем, как дискредитировались демократические ценности. Климентьев – это еще и история протеста».

Нижний Новгород


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ технологически отстает от собственного электората

КПРФ технологически отстает от собственного электората

Дарья Гармоненко

Коммунисты отказываются признавать электронное голосование новой реальностью

0
1165
Суды нарушают процессуальные права граждан системно

Суды нарушают процессуальные права граждан системно

Екатерина Трифонова

Защита гарантирована Конституцией, но ограничивается возможностями госаппарата

0
1337
Площадь лесного пожара в Крыму увеличилась до 23 га - МЧС

Площадь лесного пожара в Крыму увеличилась до 23 га - МЧС

0
796
Голикова сообщила о мерах правительства по поддержке участников СВО и их семей

Голикова сообщила о мерах правительства по поддержке участников СВО и их семей

0
648

Другие новости