Президент потребовал отчета от силовиков.
Фото с сайта www.kremlin.ru
Субботнее совещание Совета безопасности, которое провел Дмитрий Медведев, прошло под знаком покушения на президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова. Основной разговор состоялся за закрытыми дверями, однако и открытой части мероприятия оказалось достаточно, чтобы убедиться – глава государства демонстрирует самую серьезную озабоченность по поводу развития событий в республике. Между тем эксперты «НГ» говорят о системных ошибках в подходе власти к кавказской проблеме.
Признав, что после теракта в отношении президента Ингушетии «обстановка там, естественно, непростая», Медведев напомнил о данных им ранее поручениях руководителям спецслужб, МВД и Генпрокуратуры «обеспечивать там правопорядок и проводить необходимые расследования».
Судя по стенограмме совещания, глава государства был крайнее раздражен: «Я хотел бы, чтобы вы мне доложили, что уже сделано, каковы результаты, каковы основные версии и что мы собираемся предпринять в ближайшее время для того, чтобы нанести правильный ответный удар».
Любопытно, что при этом Медведев косвенно подтвердил слова главы Чечни Рамзана Кадырова, заявившего на днях, что президент поручил ему помочь в борьбе с терроризмом: «Я уже говорил об этом во время встречи с присутствующими здесь коллегами, президентом Чеченской Республики – здесь нечего церемониться, надо действовать». «Мы недавно собирались в Дагестане, – добавил глава государства, – наметили там пути решения целого ряда проблем. Все эти решения должны быть реализованы, в том числе и те конкретные поручения, которые мной давались присутствующим здесь коллегам».
Между тем руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок в беседе с корреспондентом «НГ» предрекает немалые трудности исполнителям президентского поручения: «Я думаю, что для тщательного расследования событий потребуется много времени. Поэтому говорить о упреждающих действиях специальных силовых структур просто не приходится. Думается, что власть изображает бурную деятельность. В окончательном виде все сводится к парадным докладам о «борьбе с шайтанами», как называл их президент Ингушетии».
Исключительно силовые методы борьбы с терроризмом пока не приносят должных результатов. Фото Григория Тамбулова (НГ-фото) |
Эксперт подозревает, что в отчетных докладах министра МВД просто перечисляется, «сколько укомплектовано групп, с каким качеством проводятся учения». Однако, уверен Цыганок, за массовостью участников контртеррористической операции – офицеров, прапорщиков, правоохранителей, прокуроров «власть не видит и не хочет замечать, что прежними силовыми методами победить нельзя»: «Упущено время перехода террористов к открытым проявлениям партизанских действий. По законам, регламентирующим порядок введения режима террористической опасности, все усилия были затрачены на разработку схем взаимодействия МВД, ФСБ и Минобороны».
Эксперт обращает внимание на отсутствие упреждающей информации о возможной деятельности террористов: «Если ее не было, то все упреждающие действия будут очередным блефом. Все разведывательные и контрразведывательные мероприятия проводятся формально, для галочки... Финансирование ФСБ выросло в четыре раза, а результаты нулевые. Практика антитеррористической деятельности основывается на ложном посыле. Все противодействия терроризму основываются только на силовых структурах, не учитываются изменения в обществе – падение доверия к власти».
По мнению политолога Алексея Макаркина, «проблема запущена и решить ее за несколько месяцев, за полгода просто невозможно»: «Евкуров начал ее решать. Само покушение – признак эффективности его подходов. Если бы он был слабым президентом, то использовал бы тупиковые, неэффективные варианты и на него никто не стал бы покушаться. Такой президент был бы выгоден боевикам. А так – они почувствовали опасность». Макаркин уверен, что такая линия будет продолжена российским руководством. Однако «если этим не занимались до осени 2008 года, то понятно, что быстрых результатов здесь добиться будет сложно».