Руслан Аушев, похоже, скучает по временам президентства.
Фото ИТАР-ТАСС
Ингушская общественность после покушения на президента Юнус-Бека Евкурова с беспокойством реагирует на повышенную активность главы Чечни Рамзана Кадырова, а также на заявления экспертов о необходимости усиления влияния чеченского руководителя на ситуацию в республике. В Назрани заявляют, что контролируют обстановку в регионе и обеспечены собственными руководящими кадрами, а оппозиционеры готовят чрезвычайный съезд ингушского народа.
После покушения на Евкурова Рамзан Кадыров развил бурную деятельность. Он уже побывал в Магасе, где на встрече с и.о. главы Ингушетии Рашидом Гайсановым заявил, что возглавит борьбу с боевиками на границе двух республик и «по горским обычаям» будет беспощаден к тем, кто пытался убить Юнус-Бека Евкурова. Как писала «НГ» (см. номер от 25.06.09), накануне в интервью Reuters Кадыров заявил, что президент РФ Дмитрий Медведев поручил ему возглавить борьбу с боевиками на территории обеих республик. Чеченский президент также наградил высшей наградой Чечни – орденом Ахмада Кадырова – охранника Евкурова, который вытащил главу Ингушетии из горящей машины. Активность Рамзана вкупе с заявлениями экспертов о готовности Кремля усилить позиции Кадырова на Северном Кавказе поставила на повестку дня вопрос о том, получит ли чеченский президент контроль над Ингушетией. В республике пытаются не допустить ни малейшей возможности такого развития событий.
Член экспертного совета уполномоченного по правам человека в Ингушетии Магомед Хазбиев заявил «НГ», что оппозиция выступает за созыв чрезвычайного съезда ингушского народа: «Нас возмутили заявления, что в Ингушетии разные люди будут наводить свои порядки и что за два дня ни один из руководящих чиновников республики не высказался против этого». Хазбиев назвал и имя потенциального руководителя республики: «Если кто-то и должен на время стать исполняющим обязанности президента, то это Руслан Султанович Аушев». Напомним, что ингушские оппозиционеры предлагали вернуть на должность главы Ингушетии экс-президента Руслана Аушева еще при предшественнике Евкурова Мурате Зязикове. Сам Аушев накануне заявил, что согласен возглавить регион: «Я готов вернуться на время лечения Евкурова и возглавить республику, если это будет юридически оформлено, и выполнять обязанности президента республики до его выздоровления».
Между тем источник «НГ» в администрации президента РФ утверждает, что «Кремль не считает Руслана Аушева эффективным руководителем». Поэтому «говорить о возможности передачи ему власти в Ингушетии даже на время бессмысленно».
Как полагает пресс-секретарь президента Ингушетии Калой Ахильгов, Руслан Аушев просто отреагировал на разговоры о том, что на ситуацию в республике сможет влиять Рамзан Кадыров, и решил показать, что у ингушей есть свои люди, которые готовы и способны управлять. «Но есть Конституция, в которой четко прописано, кто должен руководить Ингушетией, когда президент в силу каких-то обстоятельств не может исполнять свои обязанности. В данном случае это ни Аушев, ни Кадыров, ни Зязиков, – заявил «НГ» Ахильгов, подчеркнув, что идея созыва съезда не актуальна. – Съезд уже был в январе, и нет оснований собираться сейчас».
Однако Магомед Хазбиев вчера заявил «НГ», что чрезвычайный съезд ингушского народа все равно будет созван, хотя на нем, возможно, и не будет подниматься вопрос о кандидатуре Аушева: «Председатель правительства Ингушетии сказал, что в республике никто не будет командовать, кроме него. Если он набрался смелости так сказать, это хорошо. Если в правительстве готовы контролировать ситуацию в республике и не будут никому позволять заезжать из близлежащих регионов и распоряжаться, это нас радует. Но съезд состоится в любом случае, если не 5–7 июля, то в другие сроки. У нас есть много наболевших вопросов для обсуждения».
«Решение о проведении съезда народа Ингушетии согласно Конституции принимает президент, – заявил вчера и.о. главы Ингушетии Рашид Гайсанов. – Документ о проведении съезда я не подписывал, и такого съезда в Ингушетии не будет».