Юнус-Бек Евкуров и Рамзан Кадыров, похоже, нашли общий язык.
Фото ИТАР-ТАСС
Вчера на границе Чечни и Ингушетии возобновилась спецоперация по поиску группы боевиков, предположительно входящих в банду Доку Умарова. Сама акция была начата еще в субботу, в ее результате уничтожены три боевика. В оперативном штабе группы войск на Северном Кавказе и президент Чечни Рамзан Кадыров численность бандформирования оценили примерно в 50 человек. Президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров более скромен в оценках и говорит примерно о полутора десятках боевиков.
В связи с масштабной спецоперацией (только чеченских силовиков в высокогорный Веденский район направлено более тысячи) милиция Чечни переведена на усиленный вариант несения службы, а в соседней Ингушетии введен в действие план «Крепость».
Он предусматривает защиту военных и гражданских объектов в случае нападения. В этой связи усилена их охрана, на разных направлениях выставлены засады и секреты, проводится полный досмотр транспорта.
Накануне в Магасе главы Ингушетии и Чечни договорились о совместной борьбе против террористов. Как заявил Рамзан Кадыров, «мы будем проводить совместную борьбу с террористами независимо от того, на какой территории они будут находиться». По словам чеченского лидера, нужна консолидация в этой борьбе Чечни, Ингушетии и Дагестана. Кадырова поддержал Юнус-Бек Евкуров: «Мы должны уничтожать террористов совместными усилиями, а не выдавливать из одной республики в другую». Заметим, что еще пару лет назад рейды чеченских силовиков по приграничным районам Дагестана вызывали возмущение жителей этой республики. Да и появление чеченских милиционеров в Ингушетии порой доводило до перестрелок с их ингушскими коллегами. В Дагестане на заявления двух вайнахских президентов не отреагировали. В республике, где режим КТО вводится в тех или иных районах регулярно, предпочитают опираться на свои и федеральные силы.
И Кадыров, и Евкуров, по сути, высказались за ослабление роли федеральных силовых структур в борьбе с боевиками. «Только мы сами, чеченцы и ингуши, – подчеркнул Рамзан Кадыров, – можем навести порядок, потому что мы знаем своих и чужих, знаем, чего хотят наши народы». Президент Ингушетии поддержал коллегу, добавив: «При этом мы не отказываемся от помощи других силовых структур». «В лесах и горах должны работать местные ребята, – подчеркнул Юнус-Бек Евкуров, – а не те, которые прибывают из других регионов. У них тоже есть матери и дети. И это неправильно, когда они гибнут, защищая наше спокойствие».
Заметим, что при прежнем президенте Ингушетии Мурате Зязикове оппозиция регулярно обвиняла федеральные силовые структуры в непропорциональном применении силы. Вводимые в том или ином районе или населенном пункте режимы контртеррористической операции (КТО) вызывали недовольство мирных жителей, тем более что спецоперации эти часто не давали желаемого эффекта. Что касается Чечни, то Рамзан Кадыров не только добился отмены режима КТО на территории республики, но и существенно ограничил здесь влияние федеральных силовых структур. Более того, в свое время Кадыров предлагал направить чеченскую милицию в соседние республики, чтобы помочь тем в борьбе с сепаратистами. При этом он не раз заявлял, что террористов в Чечне нет, они отсиживаются у соседей, появляясь в его республике для совершения терактов. Такое впечатление, что Рамзан Кадыров намерен примерить на себя тогу главного борца с терроризмом на Северном Кавказе.
«В свое время между Зязиковым и Кадыровым были очень сложные отношения, – вспоминает заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. – Рамзана подозревали в желании восстановить Чечено-Ингушетию. Но сейчас два президента договариваются друг с другом. Снижение роли федеральных сил в регионе – это в основном позиция Рамзана. Мурат Зязиков ее не разделял. Сегодня, похоже, Евкуров демонстрирует, что он не только способен договориться с Кадыровым, но и становится его союзником в вопросе о том, что присутствие федералов в регионе нужно минимизировать».
«Кадыров давно говорит, что, мол, мы самодостаточны, у нас все хорошо, мы сами справимся, нам не нужны силовики, представляющие федеральный Центр, – согласен с коллегой политолог Валерий Хомяков. – Не исключаю, что президенты Ингушетии и Чечни по этому вопросу советовались с кем-то в Москве. Такие заявления просто так никто делать не будет».