Участники митинга во Владивостоке предъявили претензии и к федеральным, и к региональным властям.
Фото автора
В субботу в столице Приморья прошел очередной митинг протеста. На этот раз около 500 местных автомобилистов потребовали снижения цен на топливо, отмены высоких таможеных пошлин на ввозимые автомобили и нового технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств», а также отставки правительства и губернатора Приморья Сергея Дарькина.
Пришедших на привокзальную площадь краевого центра людей не испугали дождь, прохлада и изрядное количество милиционеров. Акцию протеста организовало «Товарищество инициативных граждан России» (ТИГР) и поддержало региональное отделение КПРФ. «После принятия постановления о повышении пошлин на территории Дальнего Востока остались безработными несколько сотен тысяч человек, – сказал один из организаторов митинга Александр Криницкий. – Оставшись без средств к существованию, многие думают уехать из Приморья и страны туда, где им дадут возможность нормально жить и зарабатывать». Демонстранты держали знакомые приморцам лозунги, отправляющие правительство в космос. Был и плакат «Утлер – капут!». Напомним, что ранее прокуратура вынесла предупреждение о недопустимости нарушения закона местному отделению КПРФ за плакат «Путлер – капут!». На этот раз, похоже, приморцы решили подстраховаться.
Этот митинг был второй акцией протеста приморцев на ушедшей неделе. Работники судоремонтных заводов (СРЗ), выполняющих гособоронзаказ, в среду пытались привлечь внимание к своим бедам. Люди требовали погашения задолженности, обеспечения устойчивого финансирования заказов и отставки министра обороны Анатолия Сердюкова. Акция прошла под лозунгами: «Военному судоремонту – господдержку», «Отдайте нашу зарплату», «Деньги – не банкам, а предприятиям».
По данным Федерации профсоюзов Приморья, долги по зарплате рабочим военных судоремонтных заводов составляют 48,2 млн. руб. «Минобороны установило сложную процедуру оплаты за госзаказ: необходимо пройти несколько инстанций, прежде чем деньги попадут на завод. Вызывает сомнение и система конкурсов, которая не учитывает специализацию заводов, – сказал на митинге председатель профкома 178-го СРЗ Виктор Зверев. – В итоге любая московская фирма может выиграть конкурс, а потом ее представители приезжают сюда и ищут контрагентов – наши заводы, оставляя себе навар».
В случае невыполнения их требований судоремонтники обещают продолжить акции протеста. По словам руководителя департамента информационно-аналитической работы Федерации профсоюзов Приморья Маргариты Усовой, на митинг люди пошли после долгой переписки с командованием Тихоокеанского флота, Минобороны, правительством, прокуратурой. По ее словам, каждая из структур при этом «считает своим долгом напомнить судостроителям о необходимости обеспечивать обороноспособность страны, и не более того».
Право на труд и зарплату в Приморье в последние месяцы неоднократно заявляли и работники горно-обогатительного комбината ООО «Русский вольфрам», митинговали рудокопы в Дальнегорске. В апреле отставки правительства и приостановки военной реформы требовали военные пенсионеры Владивостока. По мнению социолога Игоря Саначева, Приморье – это показатель неумело проводимой политики государства в условиях кризиса, которая неизбежно ведет к нарастанию протестного электората: «Без работы из-за поднятия пошлин на иномарки остались 150 тысяч человек, убита целая структурообразующая отрасль, лес-кругляк после принятия закона стали вывозить нелегально, сокращение на Дальнем Востоке пунктов вывоза металлолома поставило крест и на этом бизнесе, ударив при этом по морским портам. И число общественных объединений, зовущих на баррикады, в Приморье будет неизбежно расти». «Исследования показывали, что весной прошлого года протестная напряженность приморцев была около 9%, сейчас – 25%, – утверждает политолог Петр Ханас. – И чем сильнее будет нарастать экономический кризис, тем громче будут противоправительственные настроения». При этом политолог полагает, что в Приморье сейчас живется не хуже, чем на Сахалине или в Амурской области. У региона есть ряд спасительных федеральных инвестиционных проектов в рамках программы подготовки к саммиту АТЭС-2012, строительства нефтеперерабатывающего завода в бухте Козьмино, прокладки газопровода и т.д.
Массовые акции протеста в Приморье не утихают с декабря прошлого года. Зародившееся после решения правительства в конце прошлого года поднять ввозные пошлины на иномарки общественное движение ТИГР вскоре от экономических лозунгов перешло к политическим, требуя отставки правительства и губернатора. Первый заместитель руководителя фракции ЕР в Госдуме Владимир Пехтин даже предположил, что за движением сторонников движения, организующих масштабные антиправительственные манифестации, могут стоять западные спецслужбы. Но, как утверждает сайт регионального отделения КПРФ, МВД России подтвердило, что акции протеста финансировались за счет собственных средств участников. «Провокация против нас не удалась, хотя единороссам хотелось представить, что все, кто не согласен с правительством, – изменники родины, финансируемые западными спецслужбами», – уверен первый секретарь Владивостокского горкома КПРФ Владимир Беспалов.
Власть пытается противостоять активности приморской оппозиции. Региональное отделение КПРФ уже получило от управления Министерства юстиции по Приморскому краю предупреждение за январский митинг и несогласованное шествие по главной улице Владивостока. Это же управление повторно отказало в официальной регистрации движению ТИГР. Чиновники обосновали решение тем, что название движения «не соответствует заявленным целям», но что под этим подразумевается, не пояснили.
Эксперты уверены, что, противодействуя протестному движению, власти могут добиться обратного эффекта. Ведь людей возмущает не столько то, что их лишают работы, а отсутствие справедливости. Необъяснимо, почему правительство находит возможность поддержать деньгами частное машиностроительное предприятие, выпускающее неприглядные и невостребованные автомобили, но при этом отказывает даже в зарплате работникам оборонных предприятий.
«Протестные настроения и акции протеста в Приморье связаны с несправедливой политикой федерального Центра, – согласен Петр Ханас. – Во время предыдущих акций жители края не выступали оголтело против правительства, президента или губернатора, изначальный посыл был экономический – против несправедливой политики правительства к Дальнему Востоку».
Владивосток