Отмена КТО не привела к демилитаризации Чечни.
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)
Отмена режима контртеррористической операции (КТО) в Чечне, произошедшая почти две недели назад, не привела к значительным изменениям ситуации в республике. Сообщения о стычках с боевиками приходят из Чечни практически ежедневно. А в горной местности Чечни и Ингушетии на днях был вновь введен режим КТО.
Военное командование объяснило необходимость введения «частичного» режима КТО информацией о возможном проникновении в Чечню с территории Грузии группы прошедших специальную подготовку боевиков численностью до 60 человек. Цель диверсантов – проведение террористических актов в Грозном и на равнинной части республики. Проникли или нет боевики через границу – неизвестно, хотя МИД Грузии категорически отверг сам факт наличия чеченских боевиков в республике.
Впрочем, в Чечне и Ингушетии хватает и своих участников незаконных вооруженных формирований (НВФ). В Шатойском и Веденском районах Чечни за первые три недели апреля были обнаружены десять баз и шесть тайников боевиков. Под Бамутом близ границы с Ингушетией на днях были убиты трое военнослужащих Минобороны, один военнослужащий Внутренних войск погиб в селе Элистанжи Веденского района. Там бандиты обстреляли из стрелкового оружия территорию, где временно дислоцируется одно из подразделений Внутренних войск МВД России. Было боестолкновение с боевиками на окраине села Согунты Ножай-Юртовского района. Сейчас в этих районах продолжаются специальные мероприятия по поиску и уничтожению участников НВФ. Однако эти мероприятия результата пока не дали.
О сложной ситуации в Чечне и Ингушетии свидетельствуют и данные правозащитного центра «Мемориал». Согласно информации правозащитников, в январе–апреле 2009 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года в Чечне возросло число похищений людей, а в Ингушетии – число погибших. Всего за январь–апрель этого года в Чечне были похищены 34 человека (причем 20 из них – жители села Дарго Веденского района).
27 человек из числа похищенных впоследствии были отпущены, двое найдены убитыми, двое пропали без вести, троих позже родственники «обнаружили» в ИВС или СИЗО. В Ингушетии ситуация с похищениями осталась примерно на прошлогоднем уровне, говорится в информации «Мемориала». В этом году в республике были похищены три человека: из них двое впоследствии были убиты, судьба еще одного не известна. Обстоятельства этих похищений указывают на причастность к ним представителей государственных силовых ведомств, утверждают в «Мемориале».
Боевая статистика также свидетельствует, что в Чечне и Ингушетии продолжается настоящая война. Так, по данным СМИ, полученным из открытых источников, в Чечне только с января по март с.г. произошли три теракта, прошли как минимум 88 спецмероприятий и боестолкновений, в которых погибли по меньшей мере четыре представителя правоохранительных органов (12 получили ранения), убиты минимум семь боевиков, погибли пять и были ранены три мирных жителя. В Ингушетии «Мемориал» зафиксировал 59 случаев гибели людей. Среди убитых 21 мирный житель, 12 сотрудников местных силовых структур, шесть прикомандированных военнослужащих, а также 20 боевиков.