Генерал Власов и его армия.
Фото из архива
Нижегородские ветераны написали прошение президенту Дмитрию Медведеву. Они назвали «грязной провокацией» намерение открыть в Гагинском районе музей генерала Власова и просят главу государства «не допустить оскорбления памяти павших в Великой Отечественной войне».
Дом, где родился командующий Русской освободительной армией, до сих пор сохранился в селе Ломакино. Андрей Власов появился здесь на свет в 1900 году, 13-м ребенком в семье. Сначала учился в духовной семинарии, потом пошел добровольцем в Красную армию, став одним из самых успешных военачальников (был трижды принят лично Сталиным), а потом – и самым знаменитым дезертиром Великой Отечественной войны. Повешен в 1946 году.
Теперь в этой пятистенной избушке за покосившимся забором живет бывшая учительница, 86-летняя Александра Кузнецова. Ее сын поначалу не хотел продавать дом, но потом уступил. Смена собственника на житье-бытье Александры Федоровны не повлияла. Она будет спокойно коротать здесь свой век по договоренности с новым собственником. Кому именно принадлежит теперь жилище, ее особенно не беспокоит: приезжали какие-то городские. Кузнецова говорит, что Власова даже помнит. Хороший был мужик, красивый, военная форма ему шла. Последний раз приезжал в село в 1940 году.
Новым хозяином домика на улице Садовой стало НПО «Синь России». В структуру объединения входит Пешеланский гипсовый завод «Декор-1», расположенный в соседнем Арзамасском районе. Предприятие занимается развитием местного туризма – приобретает и реставрирует в округе объекты, которые могут представлять туристический интерес вне рамок конкретных исторических концепций. Например, усадьбу военного теоретика и историка барона Антуана-Анри Жомини, построенную и дарованную ему Александром I, и дом-музей деда Владимира Ленина – Николая Ульянова. В шахте завода на глубине 70 метров создан единственный в России подземный музей горного дела и спелеологии, на самой территории разбит зоосад с павлинами, куропатками, белыми лебедями, а в сквере перед предприятием к 55-й годовщине создания первой советской водородной бомбы установлен памятник ее создателю правозащитнику Андрею Сахарову.
Дом Власова новые владельцы приобрели с прицелом на будущее и покупку пока не афишируют. Они планируют когда-нибудь устроить музей, считая генерала заметной исторической фигурой. Тем более, что пока не опубликованы архивы закрытого суда над Власовым, правда о нем до конца неизвестна. В последнее время в печати появились версии, будто Власов был советским разведчиком. И существует миф: вместо него повешен другой человек, а его самого видели живым-невредимым.
Однако новость о желании открыть музей Власова вызвала возмущение среди ветеранов Великой Отечественной войны. «Бизнесмен, предпочитающий быть инкогнито, выкупил дом предателя┘ Мы, пролившие кровь на полях сражений, не можем допустить такого святотатства. Открытие данного музея даст возможность странам, претендующим на звание победителя во Второй мировой войне, исковеркать мировую и отечественную историю и осквернить имя России, ассоциировав его с именем предателя Родины», – пишут ветераны в прошении президенту Дмитрию Медведеву. «Попытка реабилитировать этого человека, будто он боролся против Сталина, а не против народа, это безобразие, – считает председатель Совета ветеранов Великой Отечественной войны Нижнего Новгорода Николай Дунюшкин. – Стреляли-то власовцы в нас, а не в Сталина». «Давайте забудем и вообще не будем говорить, что был такой человек», – призывает председатель нижегородского Совета ветеранов ВДВ Лев Нахамес.
А в Ломакине к открытию музея относятся скорее положительно. Говорят, может быть, село их тогда хотя бы благоустроят. Сейчас село становится знаменитым, сюда стали наведываться гости – журналисты. О самом генерале-изменнике здесь почти никто уже не знает. Хотя в округе ломакинцев еще много лет после войны звали власовцами.
Нижний Новгород