27 марта совет директоров ГМК «Норильский никель» согласовал и утвердил проект бюджета компании на 2009 год. Если судить по его параметрам – руководству «Норникеля» во главе с Владимиром Стржалковским удалось выработать антикризисную стратегию, которая является наиболее социально ориентированной и экономически эффективной среди всех крупнейших российских металлургических компаний. Примечательно, что данный бюджет вызвал позитивную реакцию не столько у биржевых игроков, сколько у рабочих комбината и членов их семей.
Так, утвержденная на совете стратегия «Норильского никеля» предполагает поддержание стабильных объемов производства металлов в России; реализацию 100% производимой продукции; сохранение рабочих мест и обеспечение социальной стабильности в регионах присутствия; продолжение модернизации действующих мощностей, в том числе с целью улучшения экологической обстановки; улучшение стандартов корпоративного управления.
Казалось бы, такая стратегия больше подходит для «тучных» докризисных времен – нет в ней ни массовых сокращений рабочих, ни урезания зарплаты и рабочей недели, ни закрытия отечественных производств. При этом была повышена прогнозная прибыль компании, которая, по различным оценкам, составит около 1 млрд. долл., хотя до этого большинство аналитиков полагали, что «Норникель» вообще может выйти в чистый убыток по итогам года.
В чем же причина столь оптимистичных прогнозов? Как ни странно, совсем не в улучшении внешней конъюнктуры – прогнозная цена на никель, заложенная в бюджете, составляет всего 10 тыс. долл. (что лишь на 700 долл. дешевле, чем в данный момент). Просто планируется снижать издержки по тем направлениям, где это не сказывается на нормальном функционировании компании. В частности, речь идет о сокращении административных расходов (по всей видимости, топ-менеджмент компании готов пожертвовать своими бонусами), экономии на различных непрофильных и спортивных активах и сокращении расходов на реализацию своей продукции.
«Так, переводятся на самофинансирование проекты, не имеющие прямого отношения к обеспечению условий труда, отдыха, здоровья и пенсионного обеспечения работников «Норильского никеля», например, строительство спортивных объектов», – заявил в интервью РИА Новости Владимир Стржалковский накануне заседания совета директоров компании. И добавил: «Все это позволяет избегать сокращения производства, и, как следствие, на предприятиях компании нет речи о массовых сокращениях, сокращениях рабочей недели или урезаниях заработной платы».
Что касается экономии на реализации – для этого компания сейчас проводит меры по минимизации цепочки посредников от «Норникеля» до конечных потребителей производимого металла. По всей видимости, именно с этой целью тремя неделями ранее «Норникель» открыл собственный сбытовой офис в Шанхае. К слову, в настоящее время Китай является одним из крупнейших потребителей цветных и драгоценных металлов, по объему потребления уступая только Евросоюзу. Во многом именно благодаря экспансии на этот растущий даже в условиях кризиса рынок, компания планирует избежать затоваривания и реализовать всю производимую продукцию.
Есть, конечно, и те, кто пострадает от антикризисной программы «Норникеля». Речь идет об иностранных активах компании. Так, с начала года были законсервированы все австралийские предприятия ГМК. По сути, ставка была сделана на сохранение отечественных производств в ущерб иностранным. Это можно объяснить как экономическими соображениями – производственные издержки на добычу никеля в той же Австралии гораздо выше, чем на Таймыре или Кольском полуострове, так и социально-политическими соображениями. Ведь совсем недавно государство фактически сэкономило «Норникелю» около 250 млн. долл., обнулив экспортные пошлины на никель и медь, на чем настаивал гендиректор компании Владимир Стржалковский. Со своей стороны компания взяла на себя обязательство обеспечить социальную стабильность в своих регионах присутствия. И принятие бюджета на 2009 год закрепило эту задачу официально.
К сожалению, данная стратегия все еще выглядит «белой вороной» на фоне антикризисных планов остальных российских системообразующих корпораций, которые первым делом экономят как раз на своих сотрудниках. И это на фоне получения солидной финансовой поддержки со стороны государства. Крупному российскому бизнесу стоит поучиться тому, что, получая что-либо, нужно давать и что-то взамен. Тем более, как показывает практика, в конечном счете выигрывает тот, кто мыслит на перспективу и даже в нестабильные времена сохраняет базу для последующего развития.